Сценки День русского языка
пунктуации!
Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:
Эко диво: поглядишь — чистёхонько, поглядишь — гладёхонько, а станешь читать — везде задевается.
Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков?
Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше.
Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.
Загадки
У ребят в руках перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку.
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (!)
Ляжет палочкой на строчку: — Проходите по мосточку… (-)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)
Словам раскрывают объятья: — Ждем в гости вас, милые братья! ( )
Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)
Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)
Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!» — заявил парикмахер и действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы, моют».
Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Правильный вариант…
Иногда, постановка одной запятой, может стоить человеку жизни.
Сценка «В королевстве пунктуации»
Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону) — Как смеешь говорить ты так со мною, с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Ну, Федя.
Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — умрешь.
Федя: Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо… послушайте песенку (Звучит песня о реформе).
— Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.
Зал частей речи
Мы рады пригласить вас в зал частей речи.
Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите…
— Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.
Королева: Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:
1-ый
Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой
— В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Придворный: Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас немного.
Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.
Королева : Ай да молодцы! Вот это таланты! Вот утешили.
Ребята, назовите правильно все падежи русского языка.
— Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания.
— Следующий зал, который мы посетим называется
«Зал современного русского языка»
— Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
Сценка «Иностранные слова»
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно). Салют, дерево!
Саша (недоуменно). Ой, где дерево?
Вова (объясняет). Это же ты, кореш.
Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова. Отпад!
Саша. Что???
Вова. Ну, ништяк!
Саша. Ой, а что это?
Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша. Что она прикидывает и кого клюет?
Вова. Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что — киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша. Это что — в карты поиграть?
Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова. Ты лох, что ли?
Саша. Нет, я не оглох.
Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша. Я колбасу утром ел, это верно.
Вова. Ты что — упертый?
Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.
(Входит Света).
Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно). Здравствуй, Вова.
Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе) Кто — потный?
Вова. Нет, вообще ты классная.
Света. А из класса я давно уже ушла.
Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша. Больше не будешь так разговаривать?
Вова. Больше не буду.
2 ведущий. Узнали? Это мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку — Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около 30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».
1 ведущий. Сквернословие, к сожалению, также становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!
2 ведущий. Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все — пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь?! До сих пор не куришь?! Не ругаешься?! Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.
— Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь, что после посещения Музея русского языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов», чтобы не было такого…
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу», —
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
«Здесь — лиса, красивый длинный прут».
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется — надо подлечить:
Заставь — ка правила учить…
Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Выходят чтецы.
1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й: Русский язык — это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й: Русский язык — язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й: Язык национальной гордости и достоинства!
1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
1 ведущий.
«Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Друзья, ребята нашего отряда хотят показать вам, что они знают и любят русский язык.
Ребенок:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина.
Не мука, а мука-
Поварам наука.
Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, называются… омографами. В русском языке существуют нормы ударения. Проверим, как вы хорошо владеете данными нормами.
Задание 1. Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах:
ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПОНЯЛ, ПОНЯЛА, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.
Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова.
Задание 2. Кто быстрее и правильно распределит слова по родам (слова на проекторе)
ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м).
СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода). Повторить
Задание 3. Кто быстрее и правильно исправит ошибки в словах (слова на проекторе)
ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХНИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬСЯ.
Задание 4. Выбери правильную форму слова:
КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН — КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИНОВ
ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА — ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ
ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ — ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ
Ведущий. Какие ошибки часто допускают одноклассники, друзья, взрослые?
(ЧЁ(что), ИХНИЙ, ЕСЛИВ, ТАМА, ТУТА, ЗДЕСЯ, ЗВОНИШЬ, СТЕРИ С ДОСКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТУ, БЕГИТ(бежит) — правильный вариант
Задание 5. Представьте себя редАкторами. Исправьте речевые ошибки.
1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.
2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе — лучшие повары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.
Федя: Ребята, вы заметили, сколько в русском языке иностранных слов:
Я не знаю, что они значат. Помогите еще раз: я буду называть нерусские слова, а вы русские синонимы:
Валюта-деньги
Карцер-тюрьма
Менеджмент-управление
Наркоз-обезболивание
Шоу-зрелище
Шоп –магазин
Коммерция-торговля
Триумф-успех
Рэкет-шантаж
Задание 6.
Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ
1 Ведущий: Одеть- надеть — слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.
«Одеть», «Надеть»… Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
Задание 7. Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.
ЦЕЛЫЙ
ЦЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
ДЕНЬ
РАСКРЫТЬ
ВСКРЫТЬ
ОТКРЫТЬ
ПИСЬМО
МЕСТОРОЖДЕНИЕ
ОБЪЯТИЯ
УПРАЗДНИТЬ
УСТРАНИТЬ
ПРЕПЯТСТВИЯ
МАНОВЕНИЕ
МГНОВЕНИЕ
ОКА
ведущий: К нам приехала в гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)
Задание 8. Составьте словосочетания со словами-паронимами.
ЭФФЕКТНЫЙ — ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ — ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ — ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ — ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)
САМОЛЮБИЕ — СЕБЯЛЮБИЕ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ — ДОВЕРЧИВЫЙ.
НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ — СЫТНЫЙ
Федя: Друзья, а вы знаете фразеологизмы?. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный (во, какое слово знаю!) ему фразеологизм:
Дальний родственник- седьмая вода на киселе
Еще молод и неопытен — молоко на губах не обсохло
Все нипочем, ничего не страшно — море по колено
Очень умный — семи пядей во лбу
Очень мало — кот наплакал
Работать плохо — работать спустя рукава.
Всем очевидно — на лбу написано.
1 Ведущий: «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).
2 ведущий. А все-таки хорошо, что ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь — это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.
1 ведущий. Я предлагаю вместе произнести слова- заклинания о том, что мы будем трудиться над собой, чтобы и мы, и наша речь стала чище.
Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не позволяй ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
Звучит песня о русском языке
1 ведущий. На этом мы заканчиваем наш праздник. Пусть наша речь будет всегда легкой, веселой, красочной.