Сценарий Медовый спас затей припас
Дети садятся на стулья и слушают рассказ воспитателя о праздниках, Первый Спас — начало Успенского поста (до 28 августа). Спас назван медовым потому, что с этого дня начинают есть мёд, пекут пироги с медом. Пчела перестает носить мед в ульи. Пасечники заламывают (подрезывают) соты.
В этот день собирают мак. Мак — средство от ведьм. Есть поверье: обсыпать маком дом — и все козни ведьм окажутся напрасными. Вот такие песенки пели о маке:
Стрелочка-самоделочка,
Сама строится, сама делается,
На стрелочке городок — семьсот тысяч бухар,
Полтораста воевод и татар.
А вот загадка о маке: «Под одним колпаком семьсот казаков».
На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, падают холодные росы. В этот день лошадей, как и весь скот, купают в последний раз.
Яблочный Спас (19 августа). Яблочный Спас — встреча осени, осенник. В этот день срывают спелые яблоки, освящают их. До этого дня яблоки есть нельзя. Существует поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Поэтому многие взрослые, особенно те, у которых дети умирали, до второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. Начинается отлет журавлей.
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Успение — конец жатвы, поэтому день этот называется еще «дожинки», «обжинки», «спожинки». По старинному обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев. Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая.
Успение — начало бабьего лета (до 11 сентября). На Успение солят огурцы. Успение — окончание жатвы. Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Начинается Успенский пост.
Закончив жатву, женщины приговаривали;
Кто пахал — тому силку,
А кто сеял — тому две,
А кто жал — тому все.
Завершив работы, жнецы катались по ниве со словами:
Жнивка, жнивка,
Отдай моё жито!
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы:
Ох и слава богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами.
Специально оставленные несжатыми несколько колосьев перевязывали лентой — «завивали бороду» — и приговаривали: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». С этим обрядом жнеи надеялись вернуть земле ее урожайную силу. Последний сноп жали молча. Девушки жали сноп-молчанушку, если заговорят — жених будет слепой. Последний сжатый сноп — нелепник. Его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчина» или «братчина».
Последний сноп сохраняется до Нового года. Венок, сплетенный из колосьев, хранится в переднем углу избы.
Эти обряды получили свое отражение в застольных песнях:
Осенник-господарек,
Отгребит-ко свой роек!
Отсыти ты нам сыты,
Жней за стол усади,
Жней за стол усади,
Пива-меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою.
В конце застолья благодарили хозяина с хозяйкой за угощение:
А и спасибо хозяину
За мягкие пирожки!
А и спасибо тому,
Кто хозяин в дому!
В конце дня, прощаясь, исполняли последнюю песню:
Дожали, дожили,
Оспожинки встретили,
Каравая почали,
Толокна,
Гостей угостили,
Богу помолились!
Хлебушко, расти!
Времечко, лети, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба.
Ореховый Спас (29 августа). К этому дню поспевают орехи. Загадки об орехах: «Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, а внутри сладко», «Маленький мужичок — костяная шубка». Еще Третий Спас — хлебный: пекут пироги из нового хлеба. «Третий Спас хлеба припас».
Ведущий.
Кто с нами, кто с нами
Пашенку пахати?
Кто с нами?
Дети изображают пахарей, идущих за сохой.
Дети.
Мы с вами
Пашенку пахати.
Мы с вами.
Ведущий.
Кто с нами, кто с нами
Жито рассевати?
Кто с нами?
Дети.
Мы с вами, мы с вами
Жито рассевати.
Мы с вами.
Дети изображают сеятелей, разбрасывающих зерна. Потом изображают косьбу, молотьбу, помол зерна.