Сценарий ярмарки в селе
Цели: Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народно-прикладном искусстве.
Задачи: Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Добиваться выразительности движений, дружного совместного исполнения песен. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.
Предварительная работа: Рассматривание произведений художественных промыслов Гжели, Городца, Хохломы, Жостова, Дымкова. Рисование элементов росписей. Разучивание стихов, песен, частушек, танцев.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Работа с родителями: Совместное изготовление игрушек, росписи игрушек, разделочных досок, ложек, лопаток. Приобщение к истокам русской культуре.
Оборудование и материалы: Платки для танцев, ложки для частушек, чашки для танца, столы с игрушками и изделиями с разными видами росписей. Дымковские барыни для игры. Зонт, с разными видами росписи, сделанный под карусель.
Ход занятия.
Под фоновую музыку выходит скоморох.
Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы вам покажем ярмарку города мастеров. Ярмарочные увеселения, были яркой страницей народного быта на Руси. Гулянья были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: Любая душа празднику рада. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: пели, плясали, силой мерились, А знаете о покровительнице ярмарки и торговли Параскове Пятнице. Параскова Пятница. Так назвали одну девочку, родившуюся в третьем веке в городе Икония (сейчас Турция). В описании ее жизни сказано: родители особенно почитали день недели — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Парасковою, что в переводе с греческого языка означает «Пятница». Существует поверье, что Параскова Пятница ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живет: трудолюбивых, работящих награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдется места ни лени, ни скуке.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!
Дети под народную музыку заходят в зал
Скоморох: Привет, детвора!
Как у вас дела?
Ребенок: Нынче ярмарка у нас!
Покупай все про запас!
Ребенок: Мы торговцы — зазывалы,
Мы — ребята молодцы!
Весь товар у нас на славу:
Ложки, гребни, петухи!
Ребенок: Подходите, примеряйте
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте,
Доставайте кошельки!
Песня «Праздник Ярмарки»
Скоморох: На нашу ярмарку прибыло много гостей, есть гости из деревни Гжель.
Ребенок: Глядите, не моргайте,
Рты не раскрывайте,
Ворон не считайте,
По дешевке покупайте!
Ребенок: Распустились синие цветы,
Развернулись синие листочки
Не в саду, не в лесочке, не в поле,
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небо ей свою акварель,
Что это за роспись?
Дети: Это роспись — Гжель!
Ребенок: А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель
Под Москвою мы живем.
Глину месим и поем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Танец с шарфами «Гжель».
Скоморох:А вот еще гости пожаловали.
Давай, давай, давай,
По дешевке выбирай.
Небывалого случая три года ждут!
Ребенок: По розанам и купавам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая!
Это роспись — Городецкая!
Частушки в исполнении детей:
Дети: Заиграли музыканты
И пустились ноги в пляс
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
Ребенок: Мы давай с тобой попляшем
Ты большой, я маленький
Давай спросим у людей
Кто из нас удаленький?
Ребенок: Я вчера такое видел
Не расскажешь никому
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому.
Ребенок: Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо конь иль чудо птица-
Это значит Городец.
Ребенок: Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Хохломой и Городцом
На весь мир прославилась!
Ребенок: Всю неделю не пилось,
Не пилось, не елось,
В этом зале поплясать
Очень захотелось.
Ребенок: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Скоморох: Встречайте гостей из села Жостово.
Эй, народ, не зевай,
Пятаки доставай!
Ребенок: Мы приехали к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.
Ребенок: В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдете,
Покупайте, стар и млад.
Танец «Кадриль».
Скоморох: К нам прибыли гости из слободы Дымково.
Пляши, гуляй,
Только рот не разевай!
Ребенок: Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!
Ребенок: Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки
В царстве дымковской игрушки!
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее, вам понравятся!
Скоморох: Ребята давайте мы с вами украсим наряд дымковской барыни.
Ребенок: Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни ил водоноски.
Игра «Укрась костюм барыни»
Ребенок: Золотом и ярким цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Дети: Это — чудо Хохлома!
Ребенок: Подходи, детвора, — зазывает Хохлома!
Ну, а это, братцы, мы
Наш товар из Хохломы:
Посуда и игрушки,
Свистульки и зверушки.
Танец с чашками «Самовар»
Ребенок: Распродали все товары
И скорее — тары — бары.
Нет, друзья, так не годится,
Продолжаем веселиться!
Ребенок: Да и вы все засиделись,
На своих местах пригрелись.
Выходите — ка плясать,
Свои ножки разминать.
Песня «Ярмарка».
После второго куплета дети приглашают гостей покататься на карусели.
Скоморох: Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Дети под музыку уходят из зала.