Сценарий Пасхи в воскресной школе
Цель:
● расширять представления детей о народных и православных праздниках;
● содействовать формированию устойчивого заинтересованного, уважительного отношения к культуре русского народа;
● учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям;
● использовать игру как эмоционально-образное средство влияния на детей;
● формировать творческую активность, находчивость, умение сосредоточиться;
● учить выполнять правила и нормы поведения в совместной игре;
● добиваться согласованности движений, единства в создании образа и настроения;
● воспитывать в игре культуру честного соперничества;
● продолжать работу по обогащению, активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи.
Предварительная работа. Знакомство детей с краткой историей праздника Пасхи, с народными традициями. Рассматривание иллюстраций по теме. Посещение выставки рисунков раскрашенных пасхальных яиц, выполненных старшими детьми. Разучивание весенних хороводных игр, закличек, считалок.
Материал. Русские народные костюмы, «каток», крашеные пасхальные яйца, маленькие сувениры, игрушки.
Воспитатель: Идет Святая Пасхальная неделя (Светлая седмица). Много интересного узнали мы о празднике Пасхи. Называют его праздником праздников, торжеством торжеств. Этот день знаменит не только вкусным угощением. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и веселиться красное солнышко. Когда во время пасхальной службы звучали слова «Христос Воскресе. Воистину Воскресе», молодые девушки загадывали на будущее хорошего жениха.
Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы и игры. Давайте и мы, добры молодцы и красны девицы, покличем весну.
Весна, весна красная!
Приди, весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
— А теперь встанем в хоровод и поиграем в знакомую нам игру «Бабушка Маланья». Вспомним правила игры.
Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью. Все движутся по кругу и поют смешную песенку. Слова движения:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой бородой,
С такой головой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…
С помощью жестов и мимики дети изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и др., присаживаются на корточки, повторяют за ведущим любое смешное движение.
— Молодцы, ребята! Какие вы все веселые и находчивые! Скажите мне — какое угощение готовят для пасхального стола? (Обращает внимание на выставку пасхальных яиц, дети рассматривают их). В старину придумали много игр с пасхальными яйцами. Одной из этих игр я вас хочу научить. Называется она «Катание яиц».
Расстилаем подстилку на земле или ограничиваем чем-то ровную поверхность, на ней раскладываем яйца и маленькие сувениры, игрушки. Устанавливаем деревянный или картонный желоб — «каток». Дети по очереди подходят к «катку» и катят яйцо — битку (можно использовать одно яйцо или разные для каждого игрока). Выигрышем становится тот предмет, которого яичко коснулось.
— Понравилась вам, ребята, новая игра? Научите этой игре своих друзей, братьев и сестер. В Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца. Давайте и мы подарим нашим гостям по яичку.