Вы здесь: Главная > Музыкальные > Сценарий «Гадание на святки»

Сценарий «Гадание на святки»

Маша Трофименко открывает праздник стихотворением «Зимний вечер…»

Появляются ведущие

Ведущий 1: Святки — один из самых больших, шумных и веселых многодневных народных праздников.

Ведущий 2: Этот русский зимний праздник отмечался с 25 декабря по 6 января по старому стилю (по новому — с 7 января по 19 января — с Рождества и до Крещения).

Ведущий 1: Новый год с ёлкой и подарками в России празднуют всего двести лет, Рождество — тысячу, а Святки справляли еще охотники каменного века.

Ведущий 2: Проходят века, и даже тысячелетия, жизнь людей меняется, но память о далёком прошлом сохранилась в святочных обрядах, играх, костюмах, приметах, гаданиях, колядованиях.

Ведущий 1: А что же такое колядование?

Ведущий 2: Колядование — это древний обычай ходить на святки из дома в дом и просить подарки пищей и лакомствами. Между прочим, у славян этот обычай был связан с культом предков.

Ведущий 1: Колядки. Колядование. Коляда…Откуда взялось это слово?

Ведущий 2: Считается, что Коляда- это древнее мифологическое существо, олицетворяющее цикл новогодних праздников. Коляда связана с культом плодородия. Имя Коляды упоминается в колядках — ритуальных песнях. В них прославляется Коляда, чествуются хозяева дома, колядующие желают им благополучия, преувеличения хозяйства.

Ведущий 1: Вот бы послушать эти колядки!

Ведущий 2: Послушаешь! Только отпускать колядовщиков с пустыми руками считалось дурным знаком. Их нужно обязательно одаривать

Выходят колядующие и хозяева с подарками

Хозяин: Слышите, гости идут, гости званные, желанные. Да не с пустыми руками, а с песнями да шутками, хороводами, да прибаутками! Начинаем представление, всем на удивление!

Хозяйка: А вот и колядовщики идут, веселье с собой ведут!

Приходила Коляда

Наперед рождества,

Виноградье красно-зелено моё!

Напала пороша

Снегу беленького;

Как по этой по пороше

Гуси-лебеди летели, —

Колядовщики, недоросточки,

Недоросточки, красны девушки,

Сочили, искали

Иванова двора.

2. А Иванов двор

Ни близко, ни далеко,

Ни близко, ни далеко –

На семи столбах.

Вокруг этого двора

Тын серебряный стоит;

Вокруг этого тына

Все шелковая трава;

На всякой тынинке

По жемчужинке.

Во этом во тыну

Стоит три терема,

Стоит три терема

Златоверхие.

Во первом терему –

Светел месяц,

Во втором терему –

Красно солнышко,

Во третьем терему –

Часты звёздочки.

Светел месяц –

То хозяин во дому,

Красно солнышко –

То хозяюшка

Часты звёздочки-

Малы деточки.

3. Не пора ли-то, хозяин,

Колядовщиков дарить?

Еще наша-то колядка

Штой не мала, не величка,

Штой не мала, не велика,

Не в рубь, не в полтину,

Что не в рубь, не в полтину,

Ровно сорок алтын,

Ровно сорок алтын

С одной денежкой.

Золотая голова,

Шелковая борода!

Ради праздничка Христова

Ты подай пирожка,

Пирожка-то хоть пресного,

Хоть кисленького

Да пшеничненького.

Хозяин: Спасибо люди добрые, хорошую колядку спели!

Хозяйка: Пели вы хорошо, получайте за это награду!

(одаривают колядующих)

Все уходят, кроме ведущих

Ведущий 1:А еще в старину существовал обычай приглашать на «гадальные посиделки»

Ведущий 2: Вот бы и нам устроить такие посиделки! Но как же нам их устроить?

Ведущий 1: Раньше гадальные посиделки проводились в богатом доме. Посылались «нарядные» (гонцы), которые приглашали старых и молодых «посидеть вечером». Посылались с «нарядным» делом старые женщины и нянюшки. «Нарядных» принимали с поклонами и почестями и старались хорошо угостить, встречали и провожали чаркой вина.

Ведущий 2: Нужно срочно послать «нарядных» по дворам! (передает просьбу «нарядной»). А чем же девушки занимались на посиделках?

Ведущий 1: Уже с первого вечера они придумывали себе разные затеи. На святочных посиделках существовал обычай рассказывать былички — рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, чертях и вообще о вмешательстве сверхъестественных сил.

Выходят девушки, рассказывают былички

Девушка 1: До заутрени надо ворожить на святках. Одна так и сделала. Родители ушли к заутрене, она села за стол и сказала:– Суженый-ряженый мой, садись со мной.Приходит, значит, человек к ей, вроде хотел присести. Военный. Снял саблю, положил на лавочку. И только хотел к ей присесть, она сразу заревела:– Чур со мной! Чур со мной!Он соскочил и убежал. А саблю-то оставил. Ей бы надо было ее выбросить наотмашь, а она ее взяла и в ящик положила.Вот теперь этот жених отслужил службу и как раз приехал через год и у родителей стал свататься. Но там многие сватались. Теперь и она сказала:– Но, мать, я вот этого и выберу. Он, — говорит, — и прибегал. Пойду за него.

Ее, значит, просватали. Вот они год живут, другой живут. Теперь и святки подошли. Так же вот приходят, значит, спрашивают:– Как вы ране ворожили? (Как вот вы пришли).Она и говорит:– Я вот эдак ворожила. Села, он ко мне только хо тел прикоснуться, саблю положил на лавку, хотел присесть, я заревела: «Чур со мной! Чур со мной!» Он убе жал, а сабля-то, — говорит, — у меня осталась.А этот, хозяин-то ее, да говорит:– Вы, ребята, не слушайте ее. Она вам наскажет!– Да ты что «наскажет»! Да она у меня и сейчас в ящике, сабля-то лежит.– Ну-ка, покажи-ка.Она все со дна выгребла, вытащила ему:– Вот, — гыт.

Он поглядел.– Паря, действительно, моя сабля-то, бывшая… Я, — гыт, — когда-то терял саблю…Потом, значит, немножко погодя:– А, дак ты за меня неспроста вышла замуж? — Раз! — ей отсек голову.

Девушка 2: Недавно я слышала, что есть еще святочницы, которые могут появляться только на святках. Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребыванием их были неосвященные избы; впрочем, иногда встречают их на улице. Попасть в их руки очень опасно. Длинными ногтями они отколупывают куски мяса и часто заколупывают до смерти.Вот что рассказывали мне об одной встрече со святочницами.Собрались раз пять девок и пошли в баню, чтобы там повеселиться. Подходят к бане, слышат, там уже кто-то поет и пляшет. «Верно, сюда еще раньше нас собрались», — подумали девки и, нисколько не опасаясь, отворили дверь и вошли.

Смотрят, а там две святочницы. Одна святочница захлопнула дверь, а другая начала колупать девок. Вырвались девки кое-как из бани, побежали, а святочницы за ними, рвут куски мяса то у одной, то у другой. Вспомнила одна из девок, что эти чудовищи любят рядиться в бусы, сдернула с себя несколько ниток, разорвала и рассыпала по снегу; то же сделали и все остальные.Святочницы обрадовались, бросились подбирать, а девки тем временем успели добежать до дворов, вскочить в хату и захлопнуть дверь.

Девушка 3: Ворожили раз девки о святках. Церковь-то от деревни была за мяндациком таким. Ноць мисецная, светлая. По дороге-то церез мяндацик церковь видна. Вот девки и заспорили: никому, говорят, не сходить к церкве на колоколину, да и не созвонить, одна девка смелая была.– А я, — говорит, — схожу.Вот и побежала. Другие девки стоят ждут за мяндациком. Ну побежала и побежала. Прибежала на колоколину и созвонила — смелая ушто была шипко — и назад побежала. Побежала назад-то, а на дороге на лисёнке старицёк сидит, никак мимо ёво продти нельзя. А на старицке-то коупацёк белиет. Она схватила у ёво с головы коупацёк, унесла. Прибежала к девкам и бахвалит.– Вот как я-то, и коупацёк ошшо принесла!

Разошлись по домам. Девка эта ушла домой. А жила-то богато, и одна она была у отца у матери, боле и детей не было. Только легли спать, вдруг под окном цуют — стуцит хто-то да и крицит:– Отдай, девка, коупацёк! Она вынесла. Он не берет.– Там, — говорит, — отдай, где взяла.Так и другую, и третью ноць. Все стуцит да крицит: «Отдай коупацёк», — житья не стало.Вот созвау отец девки попа, да сослужили над ей молебен, да собрауся ноцью народ, да и пошла она отдавать коупацёк. Народ за оградой остауся, а она в ограду зашла. Видели, как шла, видели, как старицку подала, видели, как ему коупацёк на голову надела. А тут, только руками замахали оба, да зойкало што-то, да только их и видели: не стало ни девки, ни старицка. Так и згибла.

Девушка 4: Собрались однажды девки на посиделки в новую избу погулять и погадать. Изба была еще неосвященная, образов в ней не было. Одна из девок, красавица собой, посоветовала и кресты снять. Сделали все это, да и испугалися, нашел на них страх. Тогда затейница стала гадать первая. Поставила на стол миску похлебки, положила две ложки, сама и говорит:– Суженый-ряженый, приходи ко мне поужинать!Тут сейчас же послышался колокольчик, подкатили к избе сани, и в комнату появился красивый мужчина. Он взял под руку девушку, вывел из избы, посадил в сани и помчался с нею к себе в невидимую «тайную» деревню и сделал ее своею женою. Там она жила в довольстве и богатстве, но затосковала по своим домашним и хотела бы обратно, но это ей не удалось, а муж не хотел отпустить ее добровольно. Раз во сне она услышала чей-то голос, который сказал ей, что выручить ее может только крестная мать. От тоски она заболела и слегла. Муж очень любил ее и заботливо за нею ухаживал. Она и попросила его, чтобы он привез к ней из их деревни вдову Марью. Муж не отказал. Появилась крестная, узнала крестницу.– Какая ты стала худая, — говорит, — да на тебе, — говорит, — и креста нет!И при этом сняла свой крестик и надела на больную. Тут муж ее весь почернел, загоготал, забил в ладоши — все исчезло, и обе они очутились среди пустого поля, в глухую ночь, верстах в десяти от своей деревни, куда и вернулись утром.