Сценарий День поэзии времена года
Вступительное слово учителя: Сегодня в нашей литературной гостиной мы с вами совершим путешествие в необычную страну- страну Поэзию. Мы много читали, учили наизусть стихи русских и зарубежных поэтов. Мы хорошо понимаем, чем отличаются стихи от прозы.
-Нужна ли нам поэзия в жизни, ведь в
обыденной жизни, разговаривая друг с другом,
нам и в голову не приходит говорить в рифму?
Ответьте на мой вопрос:
Зачем нужна нам поэзия?
Этот же вопрос я задала и некоторым взрослым людям:
учителям, родителям, старшеклассникам.
Послушайте, как они ответили на этот вопрос, /интервью на магнитофоне/
Давно известно, как велика сила воздействия поэзии на чувства человека. Порой четыре строчки талантливого автора могут заменить страницу текста прозы.
В наше время, трудное, интересное, непонятное и даже страшное,
мы еще в печати конкретную информацию по разным проблемам (экономи-
ческим, политическим, национальным). Кажется, что все эти проблемы
лежат вне поэзии.
Конечно, поэзия не может нести в себе такого количества
цифр, фактов, документов, как публицистика. Однако поэтическое слово,
способное проникать в тайны человеческой души, призывает человека
мыслить образами, не дает нашей душе очерстветь.
А выразительные средства языка поэзии обогащают речь человека,
помогают общению, расширяют кругозор.
Психологи отмечают, что люди, обращающиеся к поэзии, мягче, добрее,
эмоциональнее тех, кто к ней равнодушен. Поэзия может даже открыть
тайны нашей души. Сегодня мы приоткроем окошко в мир поэзии. И так, в
путешествие… Как и во всяком путешествии, у нас будут остановки.
И первая остановка называется: «Нравственность и поэзия «.
Ведущий 1
Нет ни одного человека, рано или поздно не задававшего себе
и другим вопрос: » что, значит, быть счастливым?». А быть счастливым
желает каждый, только каждый по — своему.
1. В чем видите вы счастье? (вопрос к ребятам).
2. У нас в гостях много взрослых гостей. Хочется, чтобы
и вы тоже ответили на мой вопрос.
3. Вопрос к родителю: Вы — счастливый человек? (можно прочесть
стихотворение И. Кобзева » Нельзя без счастья».
Папы знают: дети любят счастье.
Потому для каждого так просто
ВЗЯТЬ И ПОДАРИТЬ КОРОБКУ СЧАСТЬЯ
Ну а взрослым?.. Им ведь тоже надо
Чтобы кто-то (раз уж нету бога)
В жизни иногда дарил бы радость.
Пусть не часто, пусть не очень много.
Хоть на кашпо чью-то радость б мире,
Ты считай, что день напрасно ПРОЫЛ,
Как ленивый гость в чужой квартире.
А вот как на этот вопрос отвечает поэт Здуард Асадов:
» Что же такое счастье?».
Что же такое счастье?
Одни говорят: это страсти:
Карты, вино, увлеченья-
Все острые ощущения.
Другие верят, что счастье-
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных,
В трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье-
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мнению четвертых, это-
С милой сидеть до рассвета
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Есть еще такое мнение,
Что счастье — это горение,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по — моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека
Ведущий 2
В чем видит свое счастье наша молодежь? Меняют ли время и события трактовку этого понятия?
Многое настораживает, беспокоит сегодня. Послушаете цифры и факты: /выходят 2 ученика о папками/.
1. В среднем в стране каждые 30 мин. СОВЕРШАЕТСЯ умышленное
убийство.
2. Каждые 14 мин. наносятся тяжкие телесные повреждения.
3. Каждые 40 мин. наносятся тяжкие телесные повреждения.
4. Каждые 8 мин. грабеж.
5. Каждые 23 мин. наступает смерть потерпевшего в результате
нарушений безопасности движения.
6. А сколько гибнет наших ребят в горячих точках…
— Страшно от таких цифр. Об этом же стихотворении Р. Рождественского
«Убили парня».
Убили парня за здорово живешь
За просто так,
Спокойно, как в игре…
И было это не за тыщу вёрст
От города. А рядом. Во дворе.
Еще пылали окна …
Между тем
Он так кричал, прижав к груди ладони,
Как будто накричаться, захотел
За долгое молчанье впереди….
Крик жил отдельно!
Вырастал стеной.
Карабкался,
Обрушивался с крыш,
Растерзанный, отчаянный, больной
нечеловеческий огромный крик !
Он тек по трубам, полз по этапам,
Подвалы заполнял, и чердаки.
Он ошалело тыкался в звонки
Стучался в двери и в замке визжал!..
И воздух был почти воспламенен.
И сигаретки прыгали у рта:
«Вот если бы не вечером, а днем..»
«Вот если бы на Фронте ,- я б тогда…»
И все.
И только молний пересверк
И все.
И не остановился век…
Какое это чудо — человек!
Какая это мерзость человек!
Ведущий 1
И это тоже не выдумка. ЭТО НАША ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. На 10 км. от Симферополя во время войны было расстреляно 12 тыс. мирных
жителей. Поэт Андрей Вознесенский, у знав, что какие-то «нелюди» оскверняют это святое место, решил своими собственными глазами убедиться в услышанном. Картина, он застал, потрясла поэта:
/ открывает папку, читает:
«Свежие раскопки …Череп, за ним другой, два крохотных , детских.
А вот расколотый на черепки взрослый. Это они коронки золотые
плоскогубцами выдирают. Боже мои, волосы, скальп, детские рыжие волосы с заплетенной косичкой! Как их туго заплевали, верно, на что-то
ещё утром надеялись перед рассветом».
Ведущий 2
Это не страница уголовной хроники, это сделали не злодеи
древности, а наши современники. Андрей Вознесенский нагнулся над
белеющим ландышем, а это оказались Фаланги детского пальчика.
И родились стихи.
«Ров».
Не тащи меня, рок,
В симферопольский ров.
Степь. Двенадцатитысячный взгляд.
Чу, лопаты стучат благодарных внучат,
Геноцид заложил этот клад.
Тощий, как кочерга,
Гамлет брал черепа
И коронок выдергивал ряд.
Человек отличается от червя,
Черви золото не едят.
Ты куда ведешь, ров?
Ни цветов, ни сирот,
Это кладбище душ — геноцид.
Степью дождь несется из паспортов,,
И никто не принес гиацинт
Учитель:
Сегодня много пересматривается, пересматривается в политике,
экономике, истории. Но сквозь века, сквозь года человечеством вырабатывались ценности, которые не подлежат пересмотру.
Культура, нравственность, этика — эти слоев переходят из поколения.
в поколение. Когда мы называем имена — Менделеев, Дм. Лихачев, Капица, Солженицын, Сахаров, Михалков — мы одновременно говорим о том, что это были интеллигентные, культурные люди.
Почему уходит интеллигентность? Часто приходится слышать:
» Внешне он приятный человек, а стоит заговорить…».
Да, речь очень скоро выдает человека, ого кругозор, общую
культуру, воспитанность.
А кат это печально, что сегодня так злободневно стихотворение
Э. Асадова
«О брани»
Существует оно давно,
Злое, грубое, озорное,
И отнюдь не секрет, что оно
Где-то в древности рождено
Горем, пьянством и все такое.
Почему же теперь, когда
Человек, оседлав надежды,
Сел в могучие поезда,
Взмыл на спутнике, как звезда
Сквернословье шест как прежде?
Да еще обрело сейчас
И такие, увы, тенденции:
Отходя от народных масс,
Зреет в сферах интеллигенции.
В общем, чуть ли не высший шик:
Как узор на дорожке скатертей,
Как второй иностранный язык,
Скажем: русский, французский и матерный!
Все найдешь в языке богатом:
Юмор, нежность и гневный меч
Так зачем же чугунным матом
Уснащать человечью речь?
Говорят: в технический век
Человек- это мысль и дерзанье.
Значит, должен такому званью
Соответствовать человек!
Много поучительного в стихотворении. Не правда ли?
Учитель:
Итак, мы убедились, что в поэзии самое главное — чувства, душевные переживания поэта. А поэта волнует всё, что происходит в мире, и он об этом пишет так, что и мы все это чувствуем, переживаем, волнуемся
и … делаемся лучше.
Ведь поэты всегда мечтали, чтобы Россия — великая страна-
стада замечательно и, образованной, культурной.
Вторая остановка в нашем путешествии называется «Родина моя».
—
Ведущий 3
1. Родина моя — Россия. Слово-то какое звонкое , чистое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Это ей, нашей красавице России, любимой и дорогой, во все времена слагала свои песни поэты.
/под звуки домры (исполняет ученица) и кадры видеофильма о г. Жирновске
читают стихи:
1/ Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух слова произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен произнести,
Сильнее матери, любви сильнее,
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.
Не раз на наедине я был с тобой
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом
Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошел, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг.
2/ Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березкой качается,
В светлых дождях купается
Россия, моя грустинка,
По окнам стучат, слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,
С ТОБОЛ Я ГОРДА И УПРЯМА,
Твоею живу я силой,
Отчизна моя, Россия!
З/ «Россия», — шепчут мне березки,
«Россия», — шепчут камыши,
«Россия», — ключ журчит в ложбинке,
и я им тихо вторю: «Русь!»
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!
Ведущий 3
Родина- самое святое, что есть у каждого человека. Родина — это
богатство, бесценное сокровище, которое человек получает в подарок
от судьбы в начале своей жизни раз и навсегда. Наши местные поэты
тоже посвятили стихи Родине. Послушаем их.
«Не хлебом единым»,
Не хлебом единым,
А пашней родимой,
Не царством хваленым,
А полем зеленым;
Не пышным застольем,
А хлебом и солью;
Не верною службой-
Любовью да дружбой;
Ни зверем, ни птицей,
А силой мужицкой;
Не хитрою сказкой,
А женскою лаской;
Не страхом спаленья,
А долгим терпеньем;
С крутыми
Подъемами — спусками
Камень-гранит.
Святая земля русская
На том и стоит.
И. Короткова.
Ведущий 1
2. Родина — это понятие постоянно ширится и углубляется. Изо дня в день ты заново открывает для себя Родину
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить»,-
писал великий русский поэт Тютчев.
«Россия”.
Россию не объять,
Ничем не запугать,
Душой понять возможно лишь Россию
Нельзя не полюбить,
Хоть трудно в ней нам жить,
В неё поверить надо как Мессию.
Расскаты грома в зной
И радуги зимой,
Разваленные избы — все Россия,
Страна больших идей,
Маразма и вождей-
Пошли господь, ей мужества и силы!
Россия- стон берез и лип,
Заброшенных колодцев скрип,
Непредсказуемость загубленной природы.
И боль, и радость, и покой
Из века в век несешь с собой,
Как реки русские приносят свои воды.
Есенин средь берез,
Высоцкий в море роз,
Из мрамора, из бронзы воскрешены.
И нерв души — Шукшин
Ей посвятил свой гимн.
Для них Россия свята, как икона.
Не в силе, в правде Бог,
Он всем нам дал, что мог,
И безвоздмезны все его деревья…
Как в прежние века,
Нужда его рука-
Приди, Господь, на помощь во спасенье!
Россия, ты несешь свой крест,
Сквозь лихолетья в век надежд,
История отсчитывая время.
И линия твоей судьбы
Не предвещает нам беды-
Восходит твоя эра — Водолея!
Хранительница муз-
Божественная Русь,
Святыня озарений и закатов.
Воя в колеях дорог,
Набатами тревог
Измучена, но все же не распята
Пусть колокольный звон
Вольется я каждый дом,
Наполнит пусть российские просторы.
И купола церквей
Вновь примут голубей —
Как хочется, чтоб было это скоро…
Ведущий 2
Мы любим свою Родину, поем ей песни, посвящаем стихи.
Но ведь ее нужно не только любить. Её нужно беречь и защищать.
Неспокойно на сердце у навей Родины. Оно болит и скорбит. Карабах, Абхазия, Таджикистан, Чечня: Гудермес, Грозный, Буденновск,
Кизляр, Первомайск. Горькой болью звучат эти слова.
И Евгений Нефедов в стихотворении «Долг и честь* обращается к нам, своим читателям.
Как же вышло, что мудрость горцев
Обратилась на время в спесь.
И соседи в огне эмоций
Позабыли про совесть и честь?
Дело чести — не жажда мести,
Слепо рвущейся все смести.
Что же будет на свете если
Счеты старые всем свести?
Наша память- вопрос не мелкий,
Только мщение — не пароль,
Где смывалась бы кровью кровь…
Где бедою былою ранен,
К бедам новым не станет звать,
Нет ни Библии, ни в Коране
Наущения убивать,
Но идут похоронки к матерям и сегодня. Все мы следим за сегодняшними событиями в Чечне. И рождаются невольно строки:
Чечня… Как выстрел, слово ранит,
Надежды скольких матерей она обманет…
Кровь, слезы, пепел, дым и страх
И ужас Первомайска на седых висках,
Доколе же безумцы будут миром управлять?
Глумиться и торжествовать, и след кровавый оставлять?
Должно хватить воем доброй воли
Договориться и не воевать уж боле!
И будут трепетно шуметь березки,
И серп луны мерцает над ласковой воды полоской
Так просто и так трудно жить на свете.
Пусть зло уйдет, пускай смеются дети!
— Это писала Л.И. Саляхова, директор нашей школы.
Можно об этом говорить прозой, но лучше стихами, песней.
Послушайте песню поэта и композитора полковника Слакова в исполнении ансамбля «Голубые береты».
И пока живут люди, которые любят Родину, Россия будет жать!
Виктор Щенёв, наш земляк уверен, что наша страна вынесет всё.
Уверен: внутренним и внешним
Руси врагам не одолеть.
Ведь ей не раз в аду кромешном
Пришлось в недобрый час гореть.
Стонать под игом иноверцев
(Ведь каждый князь её дробил),