Сценарий День памяти Пушкина
Оформление: дуб с листочками.
Необходимые материалы: журнал учета выдачи свидетельств, бейджики- дубовые листочки разных цветов, английские булавки,
Музыкальное сопровождение:
Цели и задачи:
1. Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор;
2. Приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина, познакомить детей с фактами биографии поэта.
3. Развивать внимание, мышление, речь, память детей.
4. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.
1. Регистрация участников, деление на команды по цвету бейджика.
Организационный момент.
Мелодия «В гостях у сказки»
2. Основная часть.
Ведущий: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки, дорогие, гости желанные,
столь долгожданные! Сегодня вы в гостях у Царевны-Лебедь.
В некотором царстве, в некотором государстве, на берегу моря, одним словом в
Лукоморье, стоит огромное дерево, которому больше тысячи лет.
Кто знает, что это за дерево?
(подсказки –бейджики)
У наших предков дуб почитался, это священное дерево, которое помнит много
событий прошлого.
А кто скажет, почему эта страна так называется Лукоморье?
(изгиб морского берега похож на изогнутый лук, с помощью которого мужчины добывали в лесах пропитание — охотились. Вот и получается изогнутый берег моря — Лукоморье).
А стихотворение про Лукоморье знаете?
(декламация детьми, если знают)
Сейчас мы проверим, как наши команды знают стихотворение про Лукоморье.
Конкурс 1. «Лукоморье»
(раздача конвертов с заданием)
(«Собрать» строки стихотворения)
Музыка «Волшебная композиция»
Резерв по времени «Русалочка»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
А.С. Пушкин
У лукоморья дуб зелёный
(Из поэмы «Руслан и Людмила»)
Самопроверка с помощью записи чтения стихотворения Алисой Фрейндлих «Лукоморье» стих.
Ребята, посмотрите на стихотворение и определите, чего не хватает на нашем дубе.
(золотой цепи, кота, русалки)
(К дубу прикрепляются кот и русалка)
Конкурс 2. «Цепь»
А вот с цепью чуть посложнее, за тысячу лет старая совсем прохудилась, придется изготовить новую.
(раздача материалов для изготовления цепи)
(Демонстрация изготовления звеньев цепи и их соединения с помощью двустороннего скотча)
Музыка «Волшебные сказки»
Время 5 минут. Оценивается аккуратность и длина цепи.
Создание общей цепи с помощью дополнительных звеньев.
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
О ком эти строки? (о коте)
Правильно! И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
Что делает кот, когда идет направо?
(песнь заводит)
А мы сейчас не только попробуем спеть, но и станцевать.
Выходите вкруг скорей, за руки берите всех друзей.
Становитесь в хоровод!
Мюзикл «Лукоморье» — «Раздолье».
А что делает кот, когда идет налево?
(сказку говорит)
А вы сказки любите?
Много сказок знаете?
А кто написал великолепное стихотворение «Лукоморье» к поэме «Руслан и Людмила»?
(Александр Сергеевич Пушкин)
(демонстрация портрета А.С.Пушкина — прикрепить рядом с дубом)
Конкурс 3. «Сказки Пушкина»
Кот ученый для вас приготовил конкурсные испытания — викторину по сказкам А.С. Пушкина.
1. Конкурс «Чьи вещи?»
От каждой команды приглашается по одному участнику. По очереди участникам завязываются глаза, с закрытыми глазами ребенок вытаскивает из мешка предмет, называет его и сказку, в которой он присутствует.
(орех, зеркальце, яблоко, петушок, месяц, белочка, лук, перо лебедя, зайчик, часть невода-сеть).
2. Конкурс «Сказки Пушкина»
(раздача задания)
Из перечня сказок, выберите те сказки, которые были написаны А.С. Пушкиным.
Музыка «Симфония воды»
Оловянный солдатик.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Три медведя.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Теремок.
Золушка.
Сказка о золотом петушке.
Сказка о попе и работнике его Балде.
Гуси-лебеди.
Колобок.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Емеля.
Лягушка-путешественница.
Сказка о глупом мышонке.
Есть еще одна сказка Пушкина, но он ее не успел дописать и называется она «Сказка о медведице».
3. Конкурс «По сказкам Пушкина».
А сейчас мы узнаем, как вы хорошо знаете содержание сказок. Посмотрим, какая команда сможет набрать наибольшее количество баллов.
Вопросы я буду задавать командам по очереди. Если команда не может ответить, то право ответа переходит следующей команде. Слушаем внимательно и называем сказку.
1.
1. “Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного!” (“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)
2.Кто исполнял желания бедного старика по указу старухи? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
3. В этой сказке пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику. Как называется эта сказка? (“Сказка о попе и работнике его Балде”)
4. В какой сказке “Три девицы под окном пряли поздно вечерком…” ? (“Сказка о царе Салтане”)
5. Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: `Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!`» («Сказка о золотом петушке»)
6. И царица — хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь. (“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)
2.
1. Сколько лет рыбачил старик? (33 года)
2. Кому отдала царица приказ:
“Весть царевну в глушь лесную,
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам”. (Чернавке, сенной девушке своей.)
3.К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру)
4. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?
“Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
5.Каким фруктом отравилась царевна? (яблоком)
6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, в муху, шмеля)
7. За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу.»)
8. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку? (3 раза) (ОДНОЮ ТИНОЙ, С ТРАВОЙ МОРСКОЮ, РЫБКА)
9. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, дворянка, царица)
10. Кого наказал за жадность Балда? (ПОП)
11. Как звали жениха царевны из `Сказки о мертвой царевне и семи богатырях`? ( ЕЛИСЕЙ.)
12. Кем назначил царь девицу, обещавшую наткать полотна на целый мир? (ТКАЧИХА)
13. Сын царя Салтана, который спас Царевну Лебедь? (ГВИДОН).
14. Царь не выполнивший свое обещание (ДАДОН)
Ведущий: Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина!
Смотрите! Кто-то под дубом оставил конверт!
Интересно, что в нем? И кто его прислал?
Песня Бабы Яги
Похоже это письмо от Бабы Яги. Давайте прочитаем, что она нам пишет.
(Вызывается хорошо читающий ребенок)
В Лукоморье вы попали,
И меня вы здесь не ждали!
Чтобы дальше вам бродить,
Следы невиданных зверюшек
Советую я срочно определить!
Ведущий: Точно! В стихотворении так и написано: «Там на неведомых дорожках, следы
невиданных зверей»! Как вы думаете, ребята, мы справимся с этой задачей?
4. Конкурс «Следы»
(раздается задание)
Внимательно посмотрите на следы, вспомните сказки Пушкина и подпишите, чьи это могут быть следы.
Музыка «Зверята»
После сдачи выполненного задания
Песня Кощея бессмертного (частично)
Ведущий: Ой, ребята! Что это! Чей это голос? Похоже это Кощей Бессмертный!
Вот и он вам прислал задание.
(под дубом лежит черный конверт)
Кто у нас здесь самый смелый? Я боюсь брать в руки конверт от Кощея!
(конверт поднимает, вскрывает и читает написанное ребенок)
Долго ли, коротко ли,
Говорить я не привык!
В общем так, детишки,
Что б здоровье сохранить,
Нужно в эстафете победить!
А кто бегать здесь не будет,
Домой сегодня не прибудет!
Ведущий: Что же делать нам, ребята? Кощей Бессмертный в здоровье знает толк, не зря же он Бессмертный.
5. Конкурс «Эстафета»
(построение команд)
Сейчас мы с вами проведем разминку. Поднимите правую руку вверх, покачайте руками.
Разведите руки в стороны, пожужжите, как шмель, в которого превращался Гвидон.
Вот теперь вы все готовы к соревнованию.
1. «Дубовый листок»
Участник располагает у себя на голове листок дуба и бежит до черты, разворачивается и бежит обратно, передает листок следующему. Важно листок не ронять на пол.
2. «Зайчики»
Участники прыгают до черты на двух ногах, как зайчики.
3. «Метание»
Импровизированным мячиком попасть в ведро. Команды делают это по очереди.
Ведущая: Ой, какие вы все молодцы! Все задания Кощея выполнили!
А сейчас настала пора немного отдохнуть, и пока подводятся итоги, я предлагаю вам немного потанцевать.
Песня «Лукоморье»