Сценарий День Науки в школе
А я думаю, что день рождения Д.И.Менделеева.
Смотрите! Сколько работ нам оставили выпускники этого года!
Это ещё не все, а лучшие.
Понятно, ведь деятельность Менделеева — это целая энциклопедия.
Как же можно о ней рассказать коротко?
Давай попробуем! Пусть нам помогут работы старшеклассников.
Правда, что Д.И. был 17 ребёнком в семье?
Да.
В семье отца учёного все сыновья действительно имели разные фамилии?
Да.
Какая фамилия деда?
Соколов.
А отец — Иван Менделеев?
Да.
Сам Дмитрий Иванович говорил, что отец получил фамилию соседних помещиков — Менделеевых. За то, что он менял что-то , как помещик Менделеев менял лошадей.
А мать Менделеева? Кто она?
Она происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников. Курс гимназии она прошла самостоятельно, с братьями.
Именно она поняла, что младшему сыну необходимо получить хорошее образование в Петербурге.
О каких важнейших открытиях пишут ребята? (презентация Мы и Менделеев)
Вот научно — исследовательская работа «Вклад Менделеева Д.И. в дело развития Отечественного пороходелия». Он, оказывается, изобрёл порох!
А я думал, что порох был с древности известен.
А Я думал, что ты скажешь об открытии Периодического закона!
Ну. Это знают все школьники!
А вот про порох интересно. В исследовательских работах работах Капалёва Игоря и Куликова Николая как раз говорится о том, почему в биографии Менделеева появился «пороховой период. Они отвечают на вопрос: изобретение пороха Менделеевым — это истина или промышленный шпионаж.
Как это?
Оказывается нашего учёного обвиняли в этом.
Почему?
Потому что в тот период времени в России преклонялись перед иностранцами. Иностранцы могли безнаказанно присваивать себе русские изобретения.
То есть Менделеев своему изобретению не оформил патент?
Да. Чиновникам было выгодно покупать свой порох в США.
Обидно!!!
А вот работы: «Менделеев — учитель, учёный, гражданин», «Три службы Родине».
Сам Д.И. в неотправленном письме министру финансов Витте оценивает свою деятельность. Говорит об этих трёх службах Родине.
Думаю, надо перечислить важнейшие его работы:
-Автор учебника «Основы химии»
-Газовые законы и « гидратная» теория
-Периодический закон
-Изучение природных богатств страны и географические открытия.
Изобретение бездымного пороха, названного «пироколлодий».
-Развитие агрохимии в России
-Воздухоплаавание и полет на созданном воздушном шаре.
Посмотрите! (выход с шариками — моделями молекул) Группа девочек движется с шариками.
Это зачем? Учим гидратную теорию. Видите молекулы воды? Это они работают в растворах. (соответствующее действие).
Дима? Ты понял? Да!
А у тебя что? Тоже молекулы? (мальчик с 1шаром)
Нет. Это я воздухоплавание изучаю.
А очки зачем?
Как зачем? Д И. когда на своём воздушном шаре летал, он смотрел на солнечное затмение.Интересно, чем он наполнял шар? Почему он у меня не летит.
Танец химических элементов.
Элементы 2 периода! Соответственно периодическому закону, по возрастанию относительных атомных масс становись! По названию рассчитайсь! Поздравляю вас с дкём науки!
А как увековечено имя учёного?
В честь Менделеева названы:101 хим. элемент, вулкан и подводный хребет, город, премия академии наук. Российский химико-технологический университет.
Его только что закончила наша выпускница: Шерменёва Вера и учится Максимов Владимир.
Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии.
Песня (приложение). Одновременно презентация «Менделеев Д.И.»
Чтобы химию учить,
Выключали сериалы,
Проходили в школе дни,
мы домой брели устало.
Благодарны мы судьбе,
Что она свела нас в классе
Менделеев — школьный классик
Менделеев — школьный классик
И таблица на стене
Нужно химию учить!
Менделеев — химик наш.
Говорим мы вам спасибо!
Вы творили чудеса …
С помощью своих пробирок.
Вы — учёный. Гражданин.
Стали гордостью России.
Мы гордимся, что в России вы творили и учили.
Будут помнить Вас века.