Сценарий День Рыбака на природе
Ведущий
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На сугробах ломкие
Льдинки — кружева.
Первые проталинки.
Первая трава…
Когда это бывает (весной).
Е. Трутнева
1-й ребенок
Поснимали с себя
Сосны снежные шапки.
Распускает в лесу
Клен гусиные лапки.
2 -й ребенок
Говорливый ручей
Смыл сугробы с тропинок.
Щиплют птицы в садах
Стебли первых тропинок.
3 — й ребенок
Оживают поля,
В луже моется зяблик.
И плывет по реке
Вдаль бумажный кораблик.
А. Тетивкин
Песня о весне
Ведущий
Дружно ударились рыбы об лед и начался на реке ледоход
В зал входит Сеня Малина.
Сеня Малина. Здорово, ребята! Я — Сеня Малина, знатный рыбак. Издавна в нашем краю уважают рыбный лов. Как весна на землю придет, так и отправляются поморские рыбаки артелью на промысел. Артелью — значит, все вместе, бригадой на карбасе выходят в море и ловят рыбу али зверя морского. Хотите со мной на путину отправиться? Садитесь на карбасы.
Дети делятся на две команды, кладут друг — другу руки на плечи и покачиваются из стороны в сторону («плывут»).
Всегда, отправляясь в море, рыбаки сверялись с приметами. А вы-то приметы заветные, рыбацкие знаете? ( Говорит начало народной приметы, дети ее заканчивают.)
Если с моря подует северный ветер…
Дети. К обильным морским промыслам.
Сеня Малина. Если вечером небо красное будет…
Дети. Жди сильного ветра.
Сеня Малина. Закипела в море пена…
Дети. Будет ветру перемена.
Сеня Малина. Если на горизонте видна синева к морю…
Дети. К хорошим весенним промыслам.
Сеня Малина. Ну теперь посмотрим, чья артель больше рыбы наловит.
Игра «Лови рыбу»
Сеня Малина. Раньше, когда шли на промысел, брали с собой сказочника. Начинает он сказку длинную рассказывать или бывальщину с небывальщиной мешать. Говорит — говорит, а потом и спросит: « Не спите ли други — товарищи?» А кто-то отзовется: « Не спим, сказывай дальше». Сказочник и бает дальше. А если уж никто не отзовется, то и рассказчик засыпает. А у вас кто сказочником в бригаде будет? Наверное, самый смелый. Давайте — ка небылицы послушаем.
Дети (по очереди рассказывают небылицы)
Я на дереве в лесу
Увидал вчера лису.
А в дупле ее ребята –
Рыжехвостые лисята.
А у нас в квартире кот
Дружбу с мышками ведет.
В кошки — мышки поиграет,
Чаем мышек угощает.
Возле речки шум и смех!
Кто плывет быстрее всех?
Рады все на улице –
Победила курица.
Подремав на ветке клена,
Вдруг закаркала ворона:
— Если только захочу,
Я за море улечу!
Здесь сплошные холода,
А там жарко и еда!
Сеня Малина. Хочу узнать, на каком карбасе плывет самый удачливый рыбак. ( Выбирает считалкой по одному рыбаку из каждой команды).
Плыла пена из-за моря.
Стали бить, колотить,
Стали спрашивать « Кто вас боле? Кто вас мене?
« Царь, царица, Король, короли Стульчик, мальчик,Сам пошел,
Красну шапочку нашел»,
Шишел — вышел, Вон пошел!
Игра «Кто быстрее поймает рыбу»
Каждому участнику игры дают удочку с крючком. Между ними на пол кладут плоскостную рыбу с прикрепленными к ней двумя навесными петлями. По команде игроки стараются зацепить рыбу крючком и поднять ее. Побеждает ребенок, «поймавший рыбу» первым.
Сеня Малина. В белом море да в реке Двине рыбы видимо — невидимо. Каких только нет. Давайте отгадаем, что за рыба в водных угодьях водиться. (Загадывает загадки и показывает после отгадывания детям соответствующие иллюстрации.)
С ним непросто подружиться –
Очень любит он ершиться! ( Ерш.)
Никогда я не дремлю.
В речке карасей ловлю.
Карасям — наука,
Что не дремлет… (Щука).
Т. Шорыгина
В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся.
Не боится моторного гула,
К кораблям подплывает…(акула).
В. Талызин
Что за рыба на дне морском лежит
И двумя глазами вверх глядит,
Зарылась в песок морской
И зовется…(камбалой).
Только в Белом море водится беззубая акула, она- не хищница.
Ну-ка, ну-ка, рыбачок,
Кого поймаешь на крючок?
Игра « Веселый рыболов» Т. Климовой
Я — веселый рыболов, Дети, взявшись за руки,
Ждет меня большой улов, идут по кругу и поют песню.
Берегитесь червячка, Водящий- « рыболов» движется
Не сорваться вам с крючка! внутри круга противоходом.
Волны плещутся в реке, Дети останавливаются и
Удочку держу в руке. Поднимают и опускают
Сцепленные руки («волны).
«Рыболов» «закидывает
удочку», поворачиваясь
вокруг своей оси.
Вот запрыгал поплавок, Дети выполняют «пружинку»
Кто-то клюнул на крючок. С окончанием пения «рыболов»
Проигрыш. догоняют.
Пойманными считаются те, которых он запятнал. По окончании игры каждый пойманный говорит знакомое ему название рыбы.
Сеня Малина. В рыболовецкую артель всегда брали рыболовному делу учиться зуйков — ребят — подростков. Учили рыбаки зуйков рыбу приманивать приговорками вот такими: « Первый лов — с перьем в рот», «Лов на рыбу — клев на уду», «Поклюй, треска, за глаз треска», « за рот, треска, за пуповину, треска», « Да и за хвост, треска».
А еще зуйки артельщикам уху варили. Посмотрим, чьи зуйки быстрее и вкуснее уху сварят.
Эстафета « Свари уху»
Дети сидят на стульях. Рядом с первым участником на полу лежит обруч с пятью — шестью маленькими пластмассовыми рыбками, рядом с последним — кастрюля с ложкой. По сигналу дети начинают передавать по одной рыбке друг другу, последний участник опускает их в кастрюлю. Когда последняя рыбка окажется в кастрюльке, последний игрок мешает ложкой «уху» и поднимает ложку («уха готова»). Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Сеня Малина. Хорошо мы с вами поиграли, а теперь пора мне с моими рыбаками в море отправляться.
Ведущий. Доброго вам пути, счастливого улова! Возвращайтесь благополучно домой.
Сеня Малина. А это вам от меня на память. (Угощает детей рыбной кулебякой, прощается и уходит.