Сценарий День Пушкина в библиотеке
Цели и задачи:
Приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать её значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать наизусть, осознавать, что «Пушкин — это наше всё…»
Посредством лирики Пушкина учить передавать слушателям живую мысль в прочувствованных образах, воздействовать на ум, чувства зрителей, быть понятным, впечатляющим, убедительным.
Воспитывать нравственно-эстетические, патриотические чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному; развивать творческую активность учащихся.
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина;
Книжная выставка;
Аудиозапись романса Г. Свиридова к кинофильму «Метель».
Презентация
Ход мероприятия:
Учитель: Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что — то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого — то Пушкин — учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни, кто — то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы, а кто — то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Ведь поэт никогда не оттолкнет. Напротив, он даст совет, такой незатейливый и понятный, или скажет несколько добрых слов, которых так мало в нашей жизни.
У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читаем сказки, учимся отличать добро от зла и жестокости. Разве не просим мы царевну не есть ядовитое яблоко, хотя знаем, что она все равно его съест и заснет на долгие годы? Разве не удивляемся мы жадности старухи, требовавшей богатств у золотой рыбки? Чуть позже мы возьмем в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Читая повести, мы познаем русскую историю. Возвращаясь к произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.
Каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений? (Слайд 2)
1ученик: Вечером, 26 мая (6 июня) 1799 года, солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И вдруг по всей Москве зазвонили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской, в Китай-городе. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик — будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали “Ура!” Правда, эти крики и звон колоколов не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1. Но все равно приятно, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений. (Слайд 3.)
Наш праздник посвящается А.С. Пушкину. Мы будем говорить о нем, о тех, кто с ним общался, пройдем дорогами его жизни и творчества.
Представление участников праздника
Представление жюри
1 конкурс “В мире дат” (Слайд 4)
Участники получают карточки — задания. Дают письменные ответы, сдают жюри.
19 октября 1811 год — как эта дата связана с биографией А.С. Пушкина? (День открытия лицея в Царском Селе).
1820-1824 годы — что это за период в жизни поэта? (Южная ссылка).
Вспомните первое стихотворение этого периода (Элегия “Погасло дневное светило”).
“Я помню чудное мгновенье”. В каком году написано это стихотворение? (1825) Где в это время живет поэт, почему? (Михайловское, 2 ссылка).
1833 год. Осень. Чем знаменательно это время для поэта? (Болдинская осень — плодотворный период: ”Медный всадник”, “Пиковая дама”, ”История Пугачева”, ”Осень”).
1837 год — как эта дата связана с именем Пушкина? (Родился).
2 конкурс «Назови произведение» (Слайд 5)
Учитель: Я называю букву алфавита — вы отвечаете названием произведения Пушкина на эту букву
А — “Анчар”, “Ангел”, “Арион”…
Б — “Бахчисарайский фонтан”, ”Бесы”…
В — “Вольность”…
Г — “Гаврилиада”.
Д — “Друзьям”, “Домик в Коломне”.
Е — “Его стихов пленительная сладость”.
Ж — “Жених”, “Желание славы”.
З — “Зима”,“Зимнее утро”.
И — “Иностранке”.
К — “Кавказ”, “Кинжал”, “К морю”.
Л — “Лицинию”.
М — “Медный всадник”.
Н — “Няне”, “Ночь”.
О — “Осень”.
П — “Полтава”.
Р — “Руслан и Людмила”.
С — “Сказка о …”
Т — “Туча”, “Талисман”.
У — “Узник”.
Ф — “Фонтану Бахчисарайского дворца”, и т.д.
3 конкурс «Историческая страница» (Слайды 6-7)
1. Лицей — привилегированное учебное заведение. В прошении и приёме сына туда отцу А.С.Пушкина нужно было представить подтверждение о происхождении мальчика из древнего дворянского рода. Кого можно считать лицейским наставником А.С. Пушкина?
1. Профессора Кошанского. +
2. Профессора Куницина. +
3. Профессора Галича.+
2. Сколько стихов написал Пушкин за годы пребывания в Лицее?
1. 132+
2. 28
3. 59
3. Какая современная газета была выпущена А.С. Пушкиным?
1. “Юридический вестник”.
2.“Экономическая газета”, “Аргументы и факты”.
3. “Литературная газета”.+
4. Пушкин был первым ценителем произведений этого писателя, его советчиком и даже дал этому человеку сюжеты для 2-х замечательных произведений, которые все знаете? Кому и каких произведений?
(Гоголю; “Ревизор” и “Мертвые души”).
5. В каких произведениях А. С. Пушкин изобразил Петра 1?
(“Полтава”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”).
6. В основе какого пушкинского произведения лежит летописный рассказ? (“Песнь о Вещем Олеге”)
7. “Мой первый друг, мой друг бесценный” — кому из друзей посвящено это стихотворение?
1. Антону Дельвигу
2. Ивану Пущину +
3. Вильгельму Кюхельбекеру
8. Три географических названия связаны с именем великого поэта. Это родовые имения Пушкиных. Нет ли тут ошибки?
1. Болдино
2. Михайловское
3. Полотняный завод +
4 конкурс «Музыкальная станция» (Слайд 8)
Учитель: Более 1000 композиторов обращались к творчеству А.С.Пушкина. Это Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский — Корсаков, Рахманинов, Шостакович…
Около 500 сочинений великого русского поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, оратории, кантаты… Свыше 2000 романсов! Наконец, это музыка к спектаклям, кинофильмам, теле- и радиопередачам.
Главная причина тут прежде всего в лиризме пушкинских строк, в их музыкальности, певучести…
а) Есть одно произведение, где Пушкин обращается к музыке впрямую. Это размышление о таланте и ремесле, зависти и гордыне, доверчивости и предательстве…
— Что это за произведение? Жанр?
(Трагедия “Моцарт и Сальери”)
б) На фоне музыки.
— Какому произведению посвящена эта музыка?
— Кто композитор?
(Муз. Г.Свиридова к повести “Метель”)
— Жанр произведения?
1. Рассказ
2.Роман
3.Повесть
— Где написано?
1.Болдино
2.Одесса
3.Михайловское
— Персонаж, рассказывающий о том, что произошло в церкви в метельную ночь?
1. Марья Гавриловна
2.Бурмин
3.Владимир
-Рассказывая о родителях, согласившихся на брак дочери с “бедным армейским прапорщиком”, автор приводит пословицу. Какую:
1. ‘’Не в деньгах счастье’’.
2.’’Деньги — дело наживное’’.
3.’’Бедность не порок’’.
в) Кто из композиторов написал музыку к операм по произведениям А.С.Пушкина?
— “Борис Годунов”? (Мусоргский)
— “Руслан и Людмила”? (М.Глинка)
— “Евгений Онегин”? (П.Чайковский)
— “Пиковая дама”? (П.Чайковский)
— “Мазепа”? (П.Чайковский)
— “Сказка о царе Салтане” (Н.Римский-Корсаков)
— “Золотой петушок”? (Н.Римский-Корсаков)
— “Моцарт и Сальери”? (Н.Римский-Корсаков)
— “Русалка” (А. Даргомыжский)
5 конкурс «Литературная викторина» (Слайды 9-10)
1) Из какого произведения эти строки:
“У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том”… “Руслан и Людмила»
2) Кто из литературных героев не мог отличить ямба от хорея? Евгений Онегин.
3) Какие пушкинские стихотворение и поэма носят одинаковое название? “Цыганы”.
4) “Подруга дней моих суровых”
— Кому посвящена эта строчка?
Арине Родионовне.
5) Среди названий лирических стихотворений одно не принадлежит Пушкину. Какое?
1. “Зимнее утро”.
2. “Чародейкою зимою”. /Ф.И. Тютчев/
3. “Зимний вечер”.
6) “Наш первый университет”.
— О ком А.С.Пушкин так высоко отозвался? О Ломоносове
7) Откуда эти строки:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось! “Евгений Онегин”, 7 глава
8) Стихотворная строфа, созданная Пушкиным? Онегинская строфа
9) Знаете ли вы героев пушкинских произведений? Кто из них:
“Острижен по последней моде, как денди лондонский одет”? (Онегин)
“Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива”? (Татьяна)
”Красавец в полном цвете лет, поклонник канта и поэт”? (Ленский)
“Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”? (дядя Онегина)
Делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв, повесть “Капитанская дочка”)
Перед венчанием заблудился в поле? (Владимир, повесть “Метель”)
Был похищен в день свадьбы? (Людмила, “Руслан и Людмила”)
Наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание? (Лиза, повесть “Барышня-крестьянка”)
10) Как звали няню Татьяны? Филипьевна
6 конкурс «По сказкам Пушкина» (Слайд 11 — 12)
Учитель: Сказку нередко наполняют разные чудеса: работник наказывает своего хозяина, царь подслушивает разговор трех сестриц, молодой царевич убивает злодея, царица с сыном слушают удивительный рассказ купцов… Все это очень интересно! Следующий наш конкурс. Вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина. Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки…
Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
— Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
Что кричал петушок, сидя на спице?
— Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!.
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
— Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!
Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
С какими словами обращался старик к золотой рыбке?
— Смилуйся, государыня рыбка!
Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
— Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Какими словами заканчиваются сказки «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
-Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке».
-Сказка ложь, да в не намек!
Добрым молодцам урок.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Учитель: А.С.Пушкин давно вошел в жизнь и сердца людей всех возрастов. Едва малыш начинает понимать человеческую речь, в его сознание, как волшебное заклинание, входит “У лукоморья дуб зеленый”.
Пушкинская поэзия принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества. Пушкин — наше всегда.
А.С. Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из нас — это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви. (Слайд 13)
Любое из человеческих чувств — печаль и гнев, грусть и радость, любовь и дружба — он поднимал в своей поэзии до высочайших точек.
И в этом мы с вами сегодня убедитесь.
До новых встреч! (Слайд 14)