Сценарий День музыки в школе искусств
ЗАДАЧИ:
— обобщить представления детей о разнообразии музыкальных форм и звуков
— формировать устойчивый интерес к классической музыкальной культуре;
— развивать творческие способности детей, побуждать к самостоятельному
музицированию;
— расширить круг интересов и музыкальный кругозор воспитанников.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :
— слушание музыкальных произведений русских композиторов,
композиторов-песенников,
— пластическое интонирование под музыку, формирование творческого
мышления в процессе работы над создаваемым образом,
— освоение элементов музицирования на доступных инструментах.
ПОСОБИЯ И АТРИБУТЫ :
— фонотека с произведениями классической музыки,
— иллюстрации к «Детскому альбому» П.Чайковского,
— музыкально-дидактическое пособие «Нотный стан»,
— ложки, тарелочки, металлофон, маракасы, дудочки, треугольник и пр.,
— иллюстрации осеннего леса, раскрытой книги,
— костюмы участников.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Ф О Н О Г Р А М М А «Осенняя песня» муз. П.Чайковского
— Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы пригласили детей из старших
групп, чтобы вместе отметить этот день — Международный День Музыки.
Какое трепетное, восторженное настроение создала нам музыка Петра Чайковского. В ней слышны и капли дождя и шорох листьев. Недаром и праздник Музыки происходит в такой прекрасный период времени года — золотой осенью.
— Музыка… А из чего же складывается музыка? Из звуков. Звуки бывают разные… Давайте прислушаемся к звукам в этом зале, за окном… Полной тишины не бывает никогда.
( Дети называют звуки какие они слышали)
И все звуки можно разделить по качеству, тембру, длительности… А вот здесь перед вами старые знакомые, которых вы встречали раньше на уроках:
это- обыкновенный деревянный брусок, он издаёт деревянные звуки; а это- хрустальный бокал, мы слышим стеклянные звуки; эти палочки издают металлические звуки. И вот они оживают и спорят между собой- кто из них главнее! ( дети имитируют «спор» предметов). Из этой ссоры, этих беспорядочных звуков не получается музыки…
— Но, здесь присутствуют еще и знакомые вам музыкальные инструменты. С их помощью вы сможете извлечь стройное, гармоничное звучание. Одним словом — создать музыкальные звуки!
* ДЕТИ СТАРШИХ ГРУПП ИМПРОВИЗИРУЮТ НА ТЕМУ:
«ОСЕННЯЯ СКАЗКА В ЛЕСУ».
— Теперь нам с вами стало понятно, как получается и из чего состоит музыка. Как она рассказывает? Понятно… Но, как запомнить, а потом воспроизвести музыку? Художнику помогают краски — он создает прекрасную картину.
Писатели и поэты не пользуются красками. Они создают не менее прекрасные образы словами, а записывают их буквами. Композиторы записывают музыку нотами. Исполнители же воспроизводят музыкальные произведения по нотам.
* ПРИМЕР: «Детский альбом» П.Чайковского. Есть картинки и стихи, а сыграть невозможно, нужны ноты).
— Чтобы говорить и читать по-русски, надо знать буквы русского алфавита, по- английски — английского… А вот НОТЫ всегда и везде одни и те-же. И все люди мира их понимают. Значит музыка — ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.
Человек любой национальности поймет, что у вас грустное настроение если вы будете петь грустную мелодию, а если будете весело плясать — это значит, что все у вас хорошо и вам весело…
*Ф О Н О Г Р А М М А «Веселый клоун» сл. Муз. Е.Расторгуевой
МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ( изображение настроения клоуна, мажор-минор).
— Композитор пишет музыку, а музыкант исполняет. Чтобы стать хорошим музыкантом нужно очень много трудиться; учить ноты, а потом учить свои пальцы эти ноты исполнять. Для того, чтобы тренировать подвижность пальцев (технику) нужно играть этюды…
* ЭТЮД муз Черни. Исполняет Денис Ч.
— Чтобы постичь глубокий смысл музыки, все музыканты обязательно играют произведения И.С.Баха.
* МЕНУЭТ муз.И.Баха исполняет Эллина Жакина
— Когда музыканты начинают понимать сложный язык музыки — они уже могут «загадывать загадки» слушателям. Прослушайте пъесу и скажите какая она по-характеру…Кого или что она изображает?
* БЕЛОЧКА муз. Каморина исполняет Эллина Жакина.
— Музыку можно исполнять не только на инструменте, но и своим голосом.
Что это за способ исполнения? –Пение.
* песня ДЮЙМОВОЧКА исполняет Рита Ушакова.
— Музыкальную интонацию хорошо передает человеческий голос, но и двигаясь под музыку можно передать эмоциональное настроение самой музыки. Как называется способ такого исполнения музыки? — Танец.
* ВАЛЬС исполняет Настя Лобанова и Рома Кирияк.
ДЖАЙВ в их исполнении.
— Как хорошо, что есть музыка. Она нам помогает в трудную минуту и вместе с нами когда мы счастливы и радостны. Она позволяет нам выразить себя, свои чувства, эмоции. Спасибо тебе, МУЗЫКА!
* Стихотворение «Спасибо музыка» читает Лия Бецан, Даша Черевичкина.