Сценарий День Библиотекаря
К высотам человеческого знания
Лежат пути через страницы книг,
И для людей высокого дерзания
Библиотекарь — нужный проводник
Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут!
Зал празднично украшен. Звучит музыка: А. Петрова «Утро» из к/ф. «Служебный роман».
У входа висит плакат «Участницам не робеть! Зрителям всем — болеть!».
В зале развешаны лозунги:
— Библиотекарь и книга — едины навеки!
— Где надо действовать умом — действуй!
— Не бойтесь проигрыша — бойтесь бездействия.
— Пополняете свой ответ гудящей информацией болельщиков.
— Не жюри, жюри!
— Возлюби противника, как самого себя!
— Устами жюри гласит справедливость.
— Сопернику — не вреди!
— Не давай отдыха голове и языку.
— Где нет любви к профессии, там нет и мастерства
Ведущий: Дорогие друзья! Вот мы вновь собрались на традиционный праздник нашей профессии.
Ведущий:
Мы рады видеть нынче вас.
Сегодня в этом зале
Пусть этот день и этот час
Наш скромный труд прославит
ЧТЕЦ:
Идет сияние от светлых рук твоих
И сердцем согреваешь ты,
Когда даруешь людям мудрость книг,
Где свет осилил силы темноты –
Тех книг, что окрыляют нас в борьбе,
Что поднимают к зоревым вершинам!
Библиотекарь — этот стих тебе,
Сливаешь ты сердца и думы воедино
(Соссюра В.)
ЧТЕЦ:
К высотам человеческого знания
Лежат пути через страницы книг,
И для людей высокого дерзания
Библиотекарь — нужный проводник
ЧТЕЦ:
Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут!
Звучит музыка
Ведущий: Простите, уважаемые зрители, настала пора закончить восхвалять нашу профессии в стих, а познакомиться с ней поближе на деле. Итак, сегодня на нашем празднике мы проводим конкурс «Призвание — библиотекарь». Это будет живой рассказ о нашей профессии и наших людях, библиотекарях таганрогской ЦБС.
Звучит музыка Р. Паулса
Ведущий: Разрешите представить Вам сегодняшних участниц нашего конкурса:
Горовая Ирина
Карбашева Галина
Колинько Вера
Бекезина Ирина
ВЕДУЩИЙ: Конечно, любой конкурс должно судить авторитетное жюри. Мастерство участниц сегодняшнего конкурса представляется оценить:
Тимошенко Э. В.
Гаценко Е. А.
Покровской О. Н.
Бокоревой В. Н.
Жаровой Г. Д.
ВЕДУЩИЙ: Слово предоставляется председателю жюри Жаровой Г. Д. Председатель жюри знакомит зрителей и участниц с условий конкурса, дает дружеское напутствие.
Конкурс проводится в несколько этапов:
1. Приветствие участниц
2. Разминка — интервью
3. Профессиональный конкурс
4. Конкурс эрудитов
5. Конкурс икебана
6. Конкур болельщиков
Мастерство участниц будет оцениваться по 5-бальной системе.
В ходе конкурса участник обязан:
1. Продемонстрировать высокий идейно-политический уровень и профессиональные навыки.
2. Проявлять творческий поиск и смекалку.
3. Владеть законами профессиональной этики.
4. Доказать себе и зрителям, что общение с книгой доставляет не только моральное удовлетворении, но и эстетическое.
5. Уважать жюри и соперника.
Участник конкурса не имеет права: (шуточное напутствие)
1. Эксплуатировать чужие мысли.
2. Шантажировать жюри.
3. Острить по любому поводу и хохотать до упаду.
4. Растрачивать силы по пустякам.
5. Вредить сопернику и осуждать страсть болельщиков.
ВЕДУЩИЙ: Итак, начнем наш конкурс «Призвание — библиотекарь».
ВЕДУЩИЙ: Слово для приветствия предоставляется участницам конкурса. (Участницы поочередно выступают с короткими приветствиями в адрес жюри и болельщиков.)
ВЕДУЩИЙ: Спасибо девушки. А теперь снова в бой! Итак, разминка-интервью, Вы готовы?
1. Что, по-вашему, определят современный статус профессии библиотекаря?
2. Мечтали ли Вы о работе библиотекаря в детстве? Благодаря чему Вы стали библиотекарем?
3. Ваш стаж библиотечной работы? Образование, библиотека, в которой работаете?
4. Нравится ли вам коллектив, в котором работаете? Как взаимоотношения в коллективе влияют на ваше настроение, производительность труда?
5. Как Вы думаете, всегда ли довольны читатели, которых Вы обслуживаете? Качество, которое Вы большего всего цените в читателе, а читатель в Вас?
6. Какой вид библиотечной работы вам нравится?
7. Что Вы наметили сделать для улучшения работы Вашей библиотеки навстречу 40-летию Великой Победы:
8. Повышаете ли Вы свою квалификацию.
9. Ваша общественная работа? Проявляется ли взаимосвязь между активной жизненной позицией библиотеки и повышением авторитета библиотеки?
10.Много ли вы читаете? Ваш любимый жанр? Писатель? Книга?
11.Ваше хобби? Связано ли оно с профессией и помогает ли в вашей работе?
Звучит музыка «Катюша» в исполнение ансамбля «Мелодия».
ВЕДУЩИЙ: Пока жюри подводит итоги по первым двум этапам, мы предлагаем конкурс для болельщиков «Что бы это значило?»
Звучит музыка: «Иллюзия» в исполнение ансамбля «Апельсин»
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые болельщики! Ваши остроумные предложения, т.е. заголовки к так называемым картинкам-эпизодам «из частной жизни читателя» должны поступать в жюри в письменном виде с указанием Ф. И. О.
ВЕДУЩИЙ: А сейчас, наши участницы переходят к следующему этапу — профессиональный конкурс! Напоминаем, что профессиональный конкурс состоит из 5-ти заданий!
1. Книжная выставка (домашние задание).
2. Консультация у выставки — 3 мин.
3. Обслуживание читателей (сложная ситуация) Приложение 3.
4. Аналитическое описание журнальных статей и их классификация по ББК — 3 мин.
5. Выполнение библиографической справки — 5-7 мин.
Конкурс на лучшую выставку посвященную 40-летию Великой Победы советского народа в Отечественной войне проводится в период проведения профессионального конкурса «Призвание — библиотекарь»
На конкурс представляется по одной выставке от каждого участника
Критерии оценки:
1. Целевое и читательское назначение
2. Оригинальность заголовка и его соответствие теме.
3. Наличие разделов и подразделов.
4. Наличие цитат по теме.
5. Наличие библиографических закладок типа «Новинка», «Впервые опубликовано», «Что читать дальше по теме».
6. Наличие библиографических материалов.
7. Подбор и размещение иллюстрированных материалов.
8. Устная пропаганда книги.
ВЕДУЩИЙ: Итак, готовы? Представляем слово участнице__________
ВЕДУЩИЙ: Приступаем к следующему этапу. Сейчас мы проверим как Вы владеете искусством общения с читателем. Каждой из участниц предлагается конкретная ситуация.
Ситуации:
1. Дайте мне, пожалуйста, журнал «Домино в СССР»
2. Девушка, Вы мне не можете занять 1 рубль. Я купил пальто за 150 рублей, а тут еще и майонез выбросили. А он так редко бывает.
3. Мадам! Дайте мне, пожалуйста, красную книгу с зеленными буквами.
4. Девушка, дайте мне книгу Хейли «Порт-Артур».
5. Девушка! В чем дело? Почему Вы прислали открытку/извещение? Книга «100 секретов для красоты и здоровья», которую я взял у вас в прошлом году еще нужна моей жене.
ВЕДУЩИЙ: Каждая из участниц подойдет к столу жюри и получит задание, в которое входят оставшиеся два вопроса:
1. Аналитическое описание журнальных статей и их классификация по ББК.
2. Выполнение библиографической справки.
На выполнение дается 10 минут.
1)
1. Говоруха Л. С. Что такое Антарктида? — Земля и вселенная, 1984, №1,с 70-76.
2. Штернберг М. Пауки — Наука и техника,1984, №4, с 20-21.
3. Гарб П. Как прибавить к жизни годы:/ Американская писательница Пола Гарб о легендарных долгожителях./ — Культура и жизнь, 1984, №6, с 26-27
4. Бочков Н. Медицина XXI века: /с академиком АМН СССР директором Института генетики АМН СССР Бочковым Н. Вел беседу С. Чертиков/ — Смена, 1984, №7, с 18-19
5. Сало В. М. Водяной перец: лекарственные растения. — Здоровье, 1984, №8, с 17
6. Дружинин И. Мужчина в доме и школе:/о роли отца в воспитание/ — Семья и школа, 1984, №2, с 21-23.
7. Гришанин Д. ключевые резервы управления народным хозяйством / Коммунист, 1984, №4, с 37-47.
8. Барыкин К. Карандаш? Перо? Дисплей? / Вопросы научной организации личного труда/ Наука и жизнь, 1984, №2, с 81-82.
2)
1. В каком году «Комсомольская правда» была награждена орденом октябрьской революции? (23 мая 1975)
2. Когда впервые был поставлен «Гамлет» на советской сцене? (Впервые был поставлен в Академическом театре драмы в 1916)
3. Сколько всего было издано сочинений собраний Чехова?(Кр литературная энциклопедия, т.8)
4. Назовите несколько мостов в г. Ленинграде (Львиный мост, Ванковский, Аничкин)
5. Первый чемпион мира по шахматам (нем. шахматист А. Андерсен.)
6. Что означает выражение «Семь верст до небес (и все лесом)» (очень много наобещать, наговорить)
7. Что такое ку-клукс-клан (террористическая расистская организация в США(краткий политический словарь –М:Политиздат, 1978 — 161)).
8. Что означает географическое понятие «роза ветров»? (график, изображающий режим ветра в данном месте(БСЭ, 122 –М:Сов. Энциклопедия, 1975, с 508))
ВЕДУЩИЙ: Итак, пока наши участницы будут испытывать «муки боя» мы предлагаем конкурс болельщиков «в мире музыки и литературы» (приложение №4)
Звучит музыка А. Бабаджаян «Ноктюрн»
1. В название какого произведения И. С. Тургенева использованы всего две буквы («Муму»)
2. Назовите несколько произведений мировой литературы, в заглавие которых входят антонимы? («Война и мир» Толстого, «Дни и ночи», «Друзья и враги», «Живые и мертвые» К. Симонова, «Волки и овцы» А. Островского, «Сталь и шлак» В. Попова, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Принц и нищий» М. Твена, «Щит и меч» В. Кожевникова).
3. Какой Иван Иванович и в каком рассказе «взмахнул крыльями и вскочил на спину свиньи»?
4. Назовите произведения в названия которых входят имена?
5. («Агафья» — новела Чехова, «Ася» — повесть Тургенева, «Вадим» — одноименное произведение Пушкина, Лермонтова, Рылеева, «Валентина» — роман Ж. Санд, «Зоя» — поэма М. Алигер, Н. Хикмета «Катюша» — стихотворенье М. Исаковкого, «Людмила» — баллада Жуковского, «Максимка» рассказ Станюковича «Машенька» одноименное произведение) А. Афиногенова и П. Гаевиченской, «Саша» — Поэма Некрасова, «Светлана» — баллада Жуковского «Таня» — пьеса Арбузова)
Ансамбль «Мелодия» играет русские песни I «Вот мчится тройка», «Коробейники», «Степь да степь».
ВЕДУЩИЙ: Подошло время подвести итоги конкурса «Икебана» Слово предоставляется Кокаревой Л. Х.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие участницы! Мы подошли к заключительному этапу — «Конкурсу эрудитов». Он состоит из 3 этапов:
1. «В мире вещей»
2. «В мире живописи»
3. В мире литературы»
Звучит музыка А. Петрова («Мелодия») из к/ф «Осенний марафон»
Сначала просим Вас подойти к столику с необычными вещами. Каждая вещь стоит под номером, который совпадает с вашим. У вещи есть, разумеется, свое название, вот оно то и подскажет Вам названия литературных произведений, ну, а автора Вы тем более вспомните.
На обдумывание — 3 минуты.
В МИРЕ ВЕЩЕЙ:
Эти предметы, если Вы подумаете, подскажут Вам названия литературных произведений. Постарайтесь вспомнить их авторов:
1. Кукла (Б. Прус «Кукла»)
2. Целлофановый пакетик с цементом (Гладков «Цемент»)
3. Голубая чашка (А. Гайдар «Голубая чашка»)
4. Рыбка (А. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Астафьев «Царь-рыба», Хемингуэй «Старик и море»)
5. Собака (Ч. Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря», Конан-Дойл «Собака Баскервилей», Чехов «Дама с собачкой»)
6. Кошка (Гофман «Приключения кота Мура», Ш. Перро «Кот в сапогах»)
7. Книга (Каверин «Открытая книга»)
8. Конь (Чехов А. «Лошадиная фамилия», Черкасов «Конь Рыжий»)
Звучит музыка П. Мориа «Любовь ушла»
ВЕДУЩИЙ: Теперь мы просим участниц подойти к другому столику. Перед Вами картины известных художников. Вы должны нам сказать — перу какого художника принадлежат эти полотна, каково название картины. Время 3 — минуты.
Звучит музыка А. Петрова «Полька-галоп»
В МИРЕ ЖИВОПИСИ:
1. Жан-Оноре Фрагонар /1732-1806/ «Чтение»
2. Тропинин В. «Кружевница»
3. Пикассо П. «Женщина в белом»
4. Кипренский О. «Портрет Е. В. Давыдова»
5. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
6. Федотов П. «Завтрак аристократа»
ВЕДУЩИЙ: Перед Вами — стройка с надувными шарами. С помощью своих вспомогательных средств, Вы должны проколоть шарик и вытащить оттуда вопросы из цикла «В мире литературы». На обдумывание 5 минут (Приложение № 5)
Звучит музыка В. Баснер «Танец из оперетты»
(Участницы зачитывают вопросы и отвечают)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
1. Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали
(«Светлана» — баллада Жуковского)
2. Жить без пищи можно сутки
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки
Шутки самой немудрой
(«Василий Теркин» — поэма Твардовского)
3. Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна,
На этом глупом небосклоне
(«Евгений Онегин» — роман А. С. Пушкина)
4. В моей душе лежит сокровище
И ключ поручен только мне!
Ты право пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине
(«Незнакомка» — Блок)
5. Снятся усталым спортсменам рекорды,
Снятся суровым спортсменам слова
Снятся влюбленным в огромном городе
Необитаемые острова
(«Необитаемые острова» — Рождественский)
6. Пожалуйста, голубчик не лижись,
Пойми со мной хоть самой простое
Ведь ты же знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит
(«Собаке Качалова» С. Есенин)
7. Вы ушли, как говорится в мир иной
Пустота.. летите в звезды врезываясь
Ни тебе аванса, ни пивной
Трезвость
(«Сергею Есенину» — Маяковский)
8. Ты помнишь детские года
Слезы не знал я никогда
Но тут я плакал без стыда
Кто видеть мог?
Лишь темный лес
Да месяц, плывший средь небес
(«Мцыри» — Лермонтов)
1. … шлепнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения: … Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.
(Островский «Как закалялась сталь»)
2. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады
(Горький «Песня о Буревестнике»)
3. Что, не можете? Не можете! Сколь стран захватили.. Отказались от чести, совести,.. а не можете,.. сил нет у вас (Фадеев «Молодая гвардия»)
4. Мы посадим новый сад, роскошней этого, ты увидишь его: поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час
(Чехов «Вишневый сад»)
5. Узнать можно только те вещи, которые приручишь…, у людей уже не хватает времени, что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
(Экзюпери «Маленький принц»)
6. Он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное. Он бережно опустил кольцо на ее маленький мизинец, белевший из — под затылка. Мизинец нетерпеливо двинулся и поник.
(Грин «Алые паруса»)
7. В комнате.. покойного оказались и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов.. комнату загромождала дорогая мебель, серебряная утварь, вазы, книги,.. и самые разнообразные редкости. Возможно, что не вся эта груда ценных вещей состояла из подарков, многие из них, вероятно, были не выкупленными закладами.
(Бальзак «Гобсек»)
1. Мне было всего 14 лет, когда я ушел в Красную Армию. Но я был высокий, широкоплечий и, конечно, соврал, что мне уже 16
(А. Гайдар)
2. Молодой человек, небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой,.. Часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки лица его были неправильны и некрасивы.
(А. С. Пушкин)
3. Высокий, худой, с сутулинкой. Взволновано теребит колючий ус,.. сдвинутая на затылок белая кепка открывает густой, серебристый ежик. Мягкий, ласковый бас. Классическое нижегородское оканье
(Горький М.)
4. Он был одет в длинную блузу и высокие сапоги. На голове — широкополая, матерчатая летняя шляпа. Седая борода блестела на солнце. Опираясь на трость он быстрыми шагами подошел к нам. Небольшие старческие, колючие и проницательные, серо-голубые глаза,..
(Л. Толстой)
5. Он ходит среди людей как Гулливер, и хотя нисколько не старался о том, чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами, но как-то само собою выходило, что самым спесивым и заносчивым людям не удавалось взглянуть на него с высока
(В. Маяковский)
6. Широкоплечий, рослый, красногубый, спокойный; и даже меланхоличность его неторопливой походки, даже тяжелая грусть его зеленоватых, неподвижных, задумчивых глаз, не разрушали впечатления юношеской победительной силы,.. Буйное цветение молодости, чувствовалось и в его великолепных кудрях, которые каштановыми короткими прядями окружали его лоб, как венок
(Блок)
7. Глаза у него были темные, почти карие, причем край правого глаза был окрашен значительно сильнее, что придавало взгляду,.. выражение рассеянности, верхние веки, несколько нависали над глазами, что так часто наблюдается,.. у людей с сосредоточенным зрением. Благодаря пенсне и манере глядеть сквозь низ его стекол несколько приподняв кверху голову, лицо его часто казалось суровым
(Чехов)
8. В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом он обладал большими карими глазами,.. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление
(Лермонтов)
ВЕДУЩИЙ: Конкурс эрудитов окончен. Участницы могут отдохнуть. А мы вновь обращаемся к зрителям. Кто желает принести дополнительное очко приглянувшейся Вам участнице, тот должен решить эту шараду
О КНИГЕ
Чтобы решить эту задачу, надо согласные и гласные буквы соединить вместе. Для этого буквы, написанные на правой стороне книги, расставьте между буквами, изображенными на левой странице. В результате Вы прочтете меткое изречение о книге.
(Книга — окно в мир, почаще заглядывайте в это окно)
Дорогие друзья! У жюри еще много работы. Конкурс нас так увлек, что мы забыли еще об одном важном событии сегодняшнего дня — посвящении наших молодых специалистов в профессию библиотекаря. Пожалуйста, наши новички, выйдите на сцену. Мы хотим поздравить Вас.
(Новые сотрудники появляются на сцене)
ВЕДУЩИЙ: Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков — библиотекари
Готовы ли Вы принять клятву?
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ: Готовы!
Слово для зачтения клятвы библиотечных работников таганрогской ЦБС предоставляется Жаровой Г. Д.
ВЕДУЩИЙ: Слово для приветствия имеет директор ЦБС — Журавлева Н.Н.
(вручение трудовых книжек, памятных подарков)
ВЕДУЩИЙ: Ну, а теперь снова — конкурс!
Точнее его итоги. Слово имеет председатель жюри
Награждение победительниц
ВЕДУЩИЙ: Итак, наш конкурс, наш праздник подошли к концу. Пусть для каждого из Вас наша профессия будет истинным призванием, радостным трудом.