Классный час День языков народов казахстана 4 класс
учу вместе с дочкой
Вместе с сыном своим
Как и кровный — узбекский
Стал мне русский- родным
Почитаемый всеми
Он по праву велик
Постигаемый сердцем
Вольный русский язык.
1 ведущий. Некоторые ученики говорят правильно только на уроке. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. (Читает работу)
Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.
2 ведущий. Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было послушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Серёжу.
Серёжа (шапка сбита набок, в руках расстёгнутый портфель) Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!
(на сцене появляется Мишка)
Мишка. Ну как контрольная прошла?
С. Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там говорят фильм идёт такой — блеск!
М. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?
С. А у меня два языка: один для занятий, а другой — для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
1 ведущий. Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, слугами, называл их с пренебрежением Ваньками, Петьками. О тех, кто не уважает своих друзей, блин, говорится в стихотворении Червинского «Как его зовут?»
3 ученик
«Спасибо», «Здравствуйте», «простите»
произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя
Своих друзей зовёт он только
Алёшка Петька Ванька Толька.
2 ведущий. В своей речи мы должны употреблять слова в том значении, блин, которые они имеют, а не так, как описано в стихотворении Благова «Тонкость выражения»
4 ученик.
Я в автобусе стоял
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал
— Вы сейчас встаёте?…
Нам к ответу бы призвать
Этого героя
«Объясни, как может встать
тот кто едет стоя?»
но автобус не привык
видеть суть ошибок,
да к тому же наш язык
беспредельно гибок
и стараются в пути дяди или тёти
всех стоящих впереди
спрашивать: — Встаёте?
5 ученик.
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече.
Заурядные у них
Обороты речи.
Никаких таких примет
Только многократно
там, где надо, там где нет
слышится обратно:
— Главк обратно ордер дал
— Нашему соседу.
— — а у нас большой скандал
был обратно в среду.
— Я обратно плащ взяла
Там обратно пятна.
1 ведущий. Русский язык — это сплав величайших ценностей общечеловеческой культуры.
Чтение стих — я «Язык согласия»
Пожмём покрепче мы друг другу руки
И насладимся радостью бесед.
На языке общаемся мы русском,
он, словно воздух, нужен людям всем.
Многообразен уникален строен
Проблемам вечным мчась наперекор
Объединяет судьбы и народы
И создает уверенность покой.
С ним легче переносятся невзгоды
Ему навечно другом нашим быть
Он помогает мчатся нам сквозь годы
Мечтать о счастье верить и любить.
В прекрасные мгновенья в день ненастный
В душе и сердце каждого живёт
Надёжность тыла, будущее наше
И гордость и движение вперёд!
2 ведущий. Максим Горький постоянно боролся против тех, кто засорял русский язык. Он писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено — тем оно победоносней»
Чтение стих- я «Два языка»
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нём впервые я сказала «мама»
И каждый вздох понятен мне на нём.
Но как родной
Люблю язык я русский
Он нужен мне как небо
Каждый миг
Я поняла на русском слово «счастье»
Большое счастье жить в большой стране
С ним не боюсь я горя и ненастья
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Забыв родной язык
Я онемею
Утратив русский-
Стану я глухой.
6 ученик. Великим, могучим, правдивым и свободным называл русский язык Иван Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню».
7 ученик.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
8 ученик.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
9 ученик.
Язык писателей нам служит образцом
Он мудростью народною отмечен.
Все хором.
Овладевайте русским языком!
Боритесь за культуру речи!