Вы здесь: Главная > Оригинальные > Сценки на Масленицу для детей

Сценки на Масленицу для детей

Издавна любили на Руси Масленицу — праздник веселый, озорной. В это время прощались с зимой, сжигали чучело Зимы и прославляли Весну. Этот праздник символизировал надежды людей на урожайный и плодородный год, поэтому Масленица всегда была очень сытной. В центре праздника находилась Масленица — фигура, кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, обували на ноги лапти, катали на санях, пели песни. В народе именовалась она как долгожданная и дорогая гостья — «честная, широкая, веселая; боярыня Масленица, госпожа Масленица». На катаниях Масленицу сопровождала ряженая молодежь.

Веселье продолжалось целую неделю, которая была переполнена праздничными хлопотами и приготовлениями. В Масленичную неделю не ели мясо, поэтому она и называется мясопустная.

В дни Масленицы устраивались катания на санях, с ледяных гор, игры и затеи до отказа заполняли все дни; устраивались прямо на улицах гулянья с песнями, круговыми плясками, ряжеными. В старину в этих народных гуляньях не принимали участие только старики да младенцы. Масленицу и в наше время отмечают по всей России. Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.

Понедельник — встреча.

К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети делали утром соломенную куклу — Масленицу — и наряжали ее.

Вторник — заигрыш.

С утра девицы и молодцы катались на горах, ели блины. В этот день (впрочем, как и во все остальные дни Масленицы) парни искали невест, а девушки — женихов.

Среда — лакомка, разгул, перелом. В среду тещи приглашали на блины своих зятьев, а для веселья зятьев — и всех родных.

Четверг — разгуляй‑четвертов, широкий.

Катались по улицам, устраивали кулачные бои. Возили на санях мужика с вином и калачами. В назначенном месте сходились пить пиво и петь песни.

Пятница — Тещины вечера.

Зятья приглашали в этот день на блины своих тещ, причем зять обязан был пригласить тещу лично.

Суббота — «золовкины посиделки», «проводы».

МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ

При встрече Масленицы пели:

Масленица‑кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, блином

И румяным пирогом!

А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

Вот и Масленица во двор въезжает,

Широкая во двор вступает.

Все на кониках вороных,

Все на саночках расписных,

А мы, девушки, ее привечаем,

А мы, красные, ее встречаем,

Веселенько в хороводах гуляем.

С ледяных гор съезжали с песнями:

А мы Масленицу ожидали,

Дорогую гостюшку встречали.

Блинами гору устилали,

Сверху маслицем поливали.

Как от блинов гора крута,

Как от маслица гора ясна.

А на горушку снеги сыплют,

А нас мамоньки домой кличут.

Нам домой идти не годится.

Мы надумали с горы прокатиться.

Ой ты, Масленица‑Кривошейка,

Покатай‑ка нас хорошенько!

Когда ребятишки обходили дома, у окон просили:

Тин‑тин‑тинка,

Подайте блинка,

Оладышка‑прибавшика.

Последний кусок,

Мочальный усок!

Уж вы не скупитесь,

Масленым кусочком поделитесь!

В последний день Масленицы пели:

А мы Масленицу провожали,

Тяжко‑тяжко по ней вздыхали:

–Ой ты, Масленица, воротись,

За белую березу зацепись,

За белую березу зацепись,

До красного лета протянись!

А мы Масленицу прокатали,

Дорогую свою потеряли,

Думали, будет она — семь годков,

А она погостила — семь деньков.

Эй, Масленица, воротись!

Еще раз покажись!

В «прощеное воскресенье» ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

«Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, при условии прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы „райские общества», и земля сливалась бы с небом …»

св. Феофан Затворник

На Масленицу была традиция скатываться с горы парами, которые поженились в этом году. Вот как описывает величание молодых пар на Масленицу в журнале «Добрые советы» (3‑97г.): «Молодые пары выезжали „на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Потом сани с молодоженами подъезжали к горе, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой муж поднимался на гору, остальные кричали: „Молоду такого‑то на горку!» Жена, услышав приглашение, выходила из саней и, поклонившись на две стороны, поднималась к ожидающему ее мужу, а взошедши на гору и еще отмерив три низких поклона, садилась к мужу на колени, целовала его два‑три раза, а стоящие рядом, не довольствуясь такой малой любезностью новобрачных, держали санки, говоря: „Еще раз подмажь, ходче пойдет!» Скатившись с горы, молодая опять целовала мужа. Все недавно поженившиеся должны были скатиться по одному разу. Молодые пары, одетые в лучшие костюмы, чаще в те, в которых венчались, принимали участие в игре „Столбы». Следуя правилам, они вставали по обеим сторонам деревенский улицы и всенародно показывали, как любят друг друга. Им при этом люди кричали: „Порох на губах!» — и предлагали целоваться еще».

В некоторых областях, где хозяйка пекла блины (основное «масленичное блюдо») заранее, сохранился обряд встречи Масленицы. Мальчик с блином скакал на кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Возьму соху, борону — и пахать пойду!»

Праздник часто открывали дети, сооружавшие снежные горы и произносившие приветствие Масленице: «Звал‑позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка‑ясочка, ты ж моя перепелочка! Как навстречу Масленице выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в долинах поваляться, сердцем потешиться. Ей‑то Семик бьет челом, кланяется, зовет в тесовый терем, за дубовый стол, к зеленому вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася».

После такой встречи ребятишки сбегали с горы и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

В течение всей недели дети, да и взрослые, собирались на ледовых и снежных горах, скатывались оттуда с криками: «Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!» Взрослые начинали кататься с гор со среды или четверга. Катание с гор имело особый смысл: кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Наверно, без блинов невозможно представить русскую Масленицу. Блин издавна был символом Солнца. Ритуально съедение блина — во славу весны, плодородия земли. Форма блина тоже не случайна — круг считался знаком Солнца. «Блин кругл, как настоящее щедрое Солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее Солнце, блин полит растопленным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных и здоровых детей» (А.И.Куприн). Блины пекли с понедельника и до конца недели. Накануне понедельника, вечером, женщина выходила на улицу и зазывала месяц заглянуть в окошко и подуть на опару: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки! Выгляни в окошко, подуй на опару!»

Хозяйки готовили блины по своим рецептам. Использовалась гречневая, овсяная, яичная, пшеничная мука. Ели блины с икрой, семгой, навагой, творогом, сметаной, рублеными яйцами, с медом.

На Масленичной неделе первый блин — за упокой всех усопших. Его клали «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!»

Когда зятья в пятницу устраивали тещины вечерки, званая теща, по обычаю, должна была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

Советы хозяйке

Несколько ложек сахарного песка, добавленные в тесто, сделают блины более хрустящими, они станут золотистого цвета.

Чтобы сохранить блины, заверните их в фольгу и положите в холодильник. При этом не бойтесь, что они утратят вкусовые качества.

Чтобы блины не остыли, подержите их, сложенные на тарелке, над кастрюлей с кипящей водой.

Если вы хотите испечь толстые, рыхлые блины, положите в тесто сначала только желтки, а попозже — взбитые белки.

При Петре I Масленица проходила очень весело. Потехи помещались близ Красных ворот, где Петр I сам в Масленичный понедельник открывал торжество, покачавшись со своими прислужниками на качелях. Вот как описываются торжественные маскарады при Петре I М.Забылиным (издание 1880 года): «По заключению Петром Великим мира в 1722 году император дал в Москве знаменитый, невиданный до того времени маскарад и санное катание на 4‑й день сырной недели.

В этот день началось движение большого поезда из села Всесвятского, где еще с вечера собрано было множество морских судов разной величины и вида, около сотни саней, запряженных разными зверями. По сделанному ракетою сигналу, сухопутный флот, напоминающий собой флот Олега, на полозьях и санях потянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским триумфальным воротам.

Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в которых были впряжены пять лошадей, украшенных побрякушками и бубенчиками. На других санях ехал князь‑папа Зотов, облаченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал … на бочке; за ним
свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями.

Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везомый двумя сиренами. В процессии находился и князь‑цезарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне; он занимал место в большой лодке, везенной двумя живыми медведями. Наконец появилась громада, 88‑пушечный корабль… он имел три мачты и полное корабельное вооружение даже до последнего блока. На этом корабле, везенном шестнадцатью лошадьми, сидел сам государь Петр I в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал на нем, как на море, во время шествия. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме … крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по‑арабски. За гондолою появились настоящие члены маскарада, под именем неугомонной обители. Они сидели в широких длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы, и наряжены были волками, журавлями, драконами, представляли в лицах Эзоповы басни и т.д.

Такое пестрое и чудное маскарадное шествие через Тверские ворота потянулось при пушечных выстрелах в Кремль, куда и достигло к вечеру. Сбор назначен был у ворот, построенных тогда купечеством. Этот маскарад окончился великолепным фейерверком и пиршеством. В продолжение четырех
дней московского карнавала участвовавшие в нем особы переменяли по нескольку раз свои костюмы».

По историческим данным, императрица Анна Иоанновна собирала у себя на Масленице гвардейских унтер‑офицеров с их женами, где они тешились плясками, тут же бывали и другие народные забавы.