Вы здесь: Главная > Музыкальные > Сценарий День поэзии с музами

Сценарий День поэзии с музами

Цели:
Знакомство с личностью русского писателя и эпохой, в которую он жил;
Знакомство с литературным наследием писателя и особенностями его творчества;
Формирование выразительного чтения;
Воспитание художественного вкуса и эстетического наслаждения от встречи с поэзией.

СЛАЙД 1.

Слово учителя. Писатель Борис Пастернак — крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький.

В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировые войны… Все это не могло не отразиться на его поэзии.

«На протяжении жизни поэт проходит несколько творческих циклов, проделывает несколько витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира индивидуума. И вместо с ним тот же путь проходит читатель, чтобы понять поэта… Но уже сейчас очевидно и доказано, что наследие Пастернака входит в сокровищницу русской и мировой культуры ХХ века», — говорил Лев Озеров.

Говорить о пастернаковской судьбе невозможно, не затвердив наизусть его слова из автобиографической повести «Охранная грамота»: «Я не пишу своей биографии. Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая… настоящего жизнеописания заслуживает только герой, но история поэта в этом виде просто непредставима».

СЛАЙД 2.

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

1 ВЕДУЩИЙ. Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.

СЛАЙД 3.

2 ВЕДУЩИЙ. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью.

СЛАЙД 4.

1 ВЕДУЩИЙ. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца — Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин

2 ВЕДУЩИЙ. Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве даже текстуально.

1 ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки). Гиперссылка с 4 слайда: видео «Осень»

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

2 ВЕДУЩИЙ. Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме.

СЛАЙД 5.

1 ВЕДУЩИЙ. Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 5 слайда: видео «Лето»

Тянулось в жажде к хоботкам
И бабочкам и пятнам,
Обоим память оботкав
Медовым, майным, мятным.

Не ход часов, но звон цепов
С восхода до захода
Вонзался в воздух сном шипов,
Заворожив погоду.

Бывало — нагулявшись всласть,
Закат сдавал цикадам,
И звездам, и деревьям власть
Над кухнею и садом.
Не тени — балки месяц клал,
А то бывал в отлучке,
И тихо, тихо ночь текла
Трусцой, от тучки к тучке.

Скорей со сна, чем с крыш; скорей
Забывчивый, чем робкий,
Топтался дождик у дверей,
И пахло винной пробкой.

Так пахла пыль, так пах бурьян.
И, если разобраться,
Так пахли прописи дворян
О равенстве и братстве.

2 ВЕДУЩИЙ. Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он прошел предметы композиторского факультета консерватории.

СЛАЙД 6.

1 ВЕДУЩИЙ. Ему прочили стезю музыканта, его композиторские опыты одобрял сам Скрябин, которого он боготворил. Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 6 слайда: видео «Лебеди»

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны. — И птиц из породы люблю я,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые черные крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом, искривленном горле.

СЛАЙД 7.

2 ВЕДУЩИЙ. Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести «Охранная грамота».

ЧТЕЦ Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Под влиянием обожания, которое я питал к нему, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. Меня прочили в музыканты, мне все прощали ради музыки. И, несмотря на это, я оставил музыку.

Я ее оставил, когда был вправе ликовать и все кругом меня поздравляли. Но никто не знал о тайной беде моей, и скажи я о ней, никто бы мне не поверил. Я едва играл на рояле и даже ноты разбирал почти по складам. Все это, а также отсутствие абсолютного слуха превращали подарок природы в предмет постоянной муки, которой я в конце концов не вынес.

СЛАЙД 8.

1 ВЕДУЩИЙ. В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 8 слайда: видео «Философия»

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало.
И повторял ее имен
Инициалы …

СЛАЙД 9.

2 ВЕДУЩИЙ. В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет, тогдашний центр философской мысли, где преподавали такие светила, как Наторп, Коген, Гартман.

1 ВЕДУЩИЙ. Город поразил его своим великолепием. «С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь, — писал Пастернак. — Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне… Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!»

СЛАЙД 10.

2 ВЕДУЩИЙ. Здесь же, в Марбурге, Пастернак встречает свою первую любовь. Он знакомится с дочерью чаеторговца Идой Высоцкой и делает ей предложение. Девушка отвечает отказом. Это событие запечатлено в вершине любовной лирики поэта, стихотворении «Марбург», который бормотали на улицах студенты, сокурсники, провожая ее домой уже в конце 20-х годов из института.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 10 слайда: видео «Марбург»

Я вздрагивал. Я загорался и гас,

Я трясся: я сделал сейчас предложенье, —
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез: я святого блаженней!

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значеньи своем подымалась.

Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб

По липам. И все это были подобья.

Но как бы то ни было, я избегал
Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
Я знать ничего не хотел из богатств.
Я вон вырывался, чтоб не разреветься…

Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!) — этот вихрь духоты…
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут…

СЛАЙД 11.

1 ВЕДУЩИЙ. В университете Борис занимается с таким успехом, что ему даже предлагают через год вернуться в Марбург для защиты докторской диссертации. Занятия философией отразятся и в поэзии. Целый цикл Пастернак так и назовет «Занятье философией», а открывать его будет стихотворение «Определение поэзии».

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 4 слайда: видео «Ночь»

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт — Фигаро
Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

2 ВЕДУЩИЙ. Но философия не станет судьбой. Серьезно и глубоко занимаясь философией, Пастернак в то же время тяготился академической узостью. После поездки в Марбург он решает бросить философию и всецело посвятить себя поэзии.

СЛАЙД 12.

1 ВЕДУЩИЙ. Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники.

СЛАЙД 13.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 13 слайда: видео «Февраль»

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клин колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

2 ВЕДУЩИЙ. Ранняя лирика Пастернака переполнена преклонением перед природой, в которой есть душа, любовь и язык. Поэт прислушивается к ее голосам и фиксирует их. Его стихи «срываются» и «обрушиваются», и надо или отойти в сторону от этого потока, или выдержать его, не захлебнувшись.

1 ВЕДУЩИЙ. Существовала какая-то таинственная, глубинная связь между обликом, психическим складом этого человека и характером его стихов. С первых шагов в поэзии он обнаружил особый почерк, особый строй средств и приемов. К стихам Пастернака надо было привыкать, надо было в них вживаться.

СЛАЙД 14.

2 ВЕДУЩИЙ. Сам Б. Пастернак писал: Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания является личность. Старая личность разрушается, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 14 слайда: аудиозапись

Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

СЛАЙД 15.

1 ВЕДУЩИЙ. С 1914 Пастернак примыкает к содружеству футуристов «Центрифуга», близко знакомится с Маяковским.

2 ВЕДУЩИЙ. В 20-е годы он полностью отдается поэтическому творчеству. Выходит его сборник «Поверх барьеров», в котором он стремится встать «поверх» войны, «поверх» революции, «поверх» борьбы классов в стране и искусстве.

1 ВЕДУЩИЙ. На войну 1914 года он ответил призывом к гуманности, к сочувствию, желанием избавиться от «дурного сна» или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным ликом жизни, уйти в любовные переживания.

2 ВЕДУЩИЙ. В 1921 году родители Пастернака и его сестры покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с М. Цветаевой. В 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь».

1 ВЕДУЩИЙ. И в том же году он женится на художнице Евгении Лурье

Песня « Никого не будет в доме» (исполняется под видеофонограмму)

Гиперссылка с 4 слайда: видео «Никого не будет в доме»

СЛАЙД 16.

1 ВЕДУЩИЙ. Семейная жизнь складывалась непросто. «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта», — позже напишет в своих воспоминаниях их сын Евгений. К тому же оба были «людьми искусства».

2 ВЕДУЩИЙ. Евгения Владимировна была талантливой портретисткой и нуждалась в освобожденном быте. Обустройством семейного очага больше приходилось заниматься поэту. Их совместная жизнь была полна ссор и раздоров. В разговорах постоянно мелькает тема развода. Евгения Владимировна мечтает о «лучшей доле».

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 16 слайда: видео «Дождь»

Ты так играла эту роль!

Я забывал, что сам — суфлер!

Что будешь петь и во второй,

Кто б первой ни совлек.

Вдоль облаков шла лодка. Вдоль

Лугами кошеных кормов.

Ты так играла эту роль,

Как лепет шлюз — кормой!

И, низко рея на руле

Касаткой об одном крыле,

Ты так! — ты лучше всех ролей

Играла эту роль!

СЛАЙД 17.

1 ВЕДУЩИЙ. На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Издаются его книги, а критики с удовольствием размещают в прессе положительные отзывы. Правда, поэту приходилось читать нарекания за некоторую вычурность.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 17 слайда: видео «Весна»

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

СЛАЙД 18.

2 ВЕДУЩИЙ. Пастернак принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР. Его большой однотомник с 1933 по 1936 годы ежегодно переиздается. Познакомившись с Зинаидой Нейгауз, в то время женой пианиста Нейгауза, вместе с ней в 1931 году совершает поездку в Грузию, где знакомится с грузинскими поэтами и их творчеством.

СЛАЙД 19.

1 ВЕДУЩИЙ. А в 1932 году, прервав первый брак, женится на Зинаиде Нейгауз, уведя ее от своего друга. Став новой музой поэта, она появилась как раз тогда, когда поэту нужен был упорядоченный образ жизни, домашний уют, порядок. Актер Василий Ливанов в своей книге «Невыдуманный Борис Пастернак» описывал Зинаиду как женщину редкой душевной чистоты и стойкости, «чтобы осознавая исключительный поэтический дар Пастернака, нести тяжелый крест ничем не запятнанной любви к Борису Леонидовичу».

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 19 слайда: видео «Любовь»

Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это — не большая хитрость.

СЛАЙД 20.

2 ВЕДУЩИЙ. А между тем надвигалась вторая половина 30-ых годов. Страну накрыла волна политических репрессий. Выступая в 1934 году на Всесоюзном съезде советских писателей, Пастернак при зывал: «Не жертвуйте лицом ради положения». Над его головой стали сгущаться тучи, поэту дали понять, что ему не избежать ареста.

СЛАЙД 21.

1 ВЕДУЩИЙ. С 1936 года поэт поселяется в подмосковном поселке Переделкино. С середины 30-ых годов и до конца жизни одним из главных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит трагедии Шекспира, Шиллера, «Фауста» Гете и многое другое, стремясь при этом не к передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира». Эти переводы были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору в жизни.

СЛАЙД 22.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 22 слайда: видео «Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси,
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И не отвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить — не поле перейти.

СЛАЙД 23.

2 ВЕДУЩИЙ. Одновременно он переводил и грузинских поэтов. И так вышло, что переводы эти дошли до Ста лина и, более того, очень ему понравились. Есть воспоминания свидетелей о поведении Стали на, когда ему доложили, что готовится арест Пастернака. Вождь внезапно вслух произнес гру зинские стихи в переводе Пастернака:

1 ВЕДУЩИЙ.

Цвет небесный, синий цвет,

Полюбил я с малых лет,

С детства он мне означал

Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам…

2 ВЕДУЩИЙ. А потом Сталин добавил: «Оставьте его, он — небожитель».

СЛАЙД 24.

1 ВЕДУЩИЙ. В начале сороковых годов после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вошли в книгу «На ранних поездах». В начале Великой отечественной войны Пастернак добивался разрешения уйти на фронт, но был с семьей эвакуирован в г. Чистополь на Каме, где в ту пору жили другие писатели.

2 ВЕДУЩИЙ. В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерки «В армии», а стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Победитель» вошли в книгу «На ранних поездах», в которой предстает образ автора как гуманиста и патриота.

СЛАЙД 25.

ЧТЕЦ.

И вот пришло заветное мгновенье:

Он разорвал осадное кольцо.

И целый мир, столпившись в отдаленьи,

В восторге смотрит на его лицо.

Как он велик! Какой бессмертный жребий!

Как входит в цепь легенд его звено!

Все, что возможно на земле и в небе,

Им вынесено и совершено.

1 ВЕДУЩИЙ. Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Но радостные предвестия свободы оказались ложными, и в их свете Пастернак начал писать роман Доктор Живаго — свое последнее, любимое и трудное дитя. Над этой книгой он работал более 10 лет, она бы ла завершена в 1956 году, получив окончательное название «Доктор Живаго».

СЛАЙД 26.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 26 слайда: Видеофрагмент из киноромана «Доктор Живаго»

Собственно, это первая настоящая моя работа. В ней я хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале, у Диккенса и Достоевского, — эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…

2 ВЕДУЩИЙ. Роман стал почти автобиографическим. Поэт давно чувствовал, что ему чего-то не хватает. Он долго вынашивал идею большого романа, но никак не мог приступить к воплощению своего замысла. Справиться с нерешительностью ему помогло «пробуждение резкого и счастливого личного отпечатка».

СЛАЙД 27.

1 ВЕДУЩИЙ. В 1946 году в редакции журнала «Новый мир» он познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Ей было 33 года. За ее плечами — нелегкий жизненный опыт. Впрочем, жизненные невзгоды никак не отразились на ее внешности. Ольга была необычайно хороша — нежная, женственная, с огромными глазами и золотистыми волосами.

2 ВЕДУЩИЙ. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью.

Песня «Свеча горела» (исполняется под фортепиано). Гиперссылка с 27 слайда: видео «Свеча»

1 ВЕДУЩИЙ. Однажды вечером Ольгу Ивинскую увезли на Лубянку. Пастернак был уверен: Ольгу посадили из-за него — «чтобы на мучительных допросах под угрозами добиться достаточных оснований для судебного преследования». «Ее геройству и выдержке я обязан тем, что в те годы меня не трогали», — был убежден поэт. Ивинскую приговорили к пяти годам лагерей. У Пастернака случился инфаркт.

СЛАЙД 28.

2 ВЕДУЩИЙ. Однако история на этом не закончилась… Во время разлуки Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи. После возвращения из лагеря она была по-прежнему неотразима. Любовь вспыхнула с новой силой. Ивинская взяла в свои руки издательские дела поэта и переехала жить поближе к писателю, сняв комнату в Переделкине. Поэт в буквальном смысле дневал и ночевал у нее. Он даже «узаконил» их отношения, сказав Зинаиде Николаевне, что теперь будет жить там, где захочет. Но из семьи не ушел и от налаженного быта не отказался.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 28 слайда: видео «Вода»

Не плачь, не морщь опухших губ,

Не собирай их в складки.

Разбередишь присохший струп

Весенней лихорадки.

Пройдут года, ты вступишь в брак,

Забудешь неустройства.

Быть женщиной — великий шаг,

Сводить с ума — геройство.

Но как не сковывает ночь

Меня кольцом тоскливым,

Сильней на свете тяга прочь

И манит страсть к разрывам.

СЛАЙД 29.

1 ВЕДУЩИЙ. Работа над романом, которую Пастернак рассчитывал закончить за 2-3 года, растянулась на целое десятилетие. Тем не менее «Доктор Живаго» был закончен и разослан в редакции. Однако его издание затянулось еще больше, более чем на 30-летие. В Советском Союзе никто не решался напечатать его. В 1956 г. Пастернак дал согласие на публикацию романа в Италии.

СЛАЙД 30.

2 ВЕДУЩИЙ. Выход итальянского перевода остановить было невозможно. И роман, запрещенный на Родине более чем на 30 лет, выходит в Италии в 1957 г. За этим последовали зарубежные и русские издания и переводы практически на все языки мира. Пастернак становится знаменитым на весь мир.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 30 слайда: аудиозапись

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

СЛАЙД 31.

1 ВЕДУЩИЙ. Победа оказалась равной поражению. В 1958 г. стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Это было мировое признание, но….

2 ВЕДУЩИЙ. Разразился скандал на политической основе. Поэта вызвали к Генеральному прокурору и предъявили обвинение по статье «Измена Родине». На общем собрании Союза писателей был поставлен вопрос об исключении Пастернака из Союза писателей и лишении его советского гражданства.

Прослушивание записи 1958 года. Гиперссылка с 31 слайда: видео «Съезд комсомола»

СЛАЙД 32.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 32 слайда: аудиозапись «И. Бах. Фуга де минор»

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно,
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

СЛАЙД 33.

1 ВЕДУЩИЙ. Ответивший первоначально благодарностью за заслуженную им награду, Пастернак через неделю травли и угроз был вынужден отказаться от премии.

2 ВЕДУЩИЙ. Телеграмма: Стокгольм. В шведскую академию. «В связи со значением, которое придает награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного отличия. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ…» Б. Пастернак»

1 ВЕДУЩИЙ. После отказа Пастернака международный скандал утихает, но страсти переходят на бытовой уровень. Гонорары за переводы не выплачиваются, договоры расторгаются, спектакли по переводам Пастернака сняты из репертуаров театров. Жить не на что.

2 ВЕДУЩИЙ. Но газеты пишут, что Пастернак получил миллионы за изданный в Европе роман. На самом деле он занимает на жизнь. Тем временем, юридическая коллегия по иностранным делам сообщает Пастернаку, что у него на счетах в Швейцарии и Норвегии большая сумма денег.

СЛАЙД 34.

1 ВЕДУЩИЙ. Пастернак просит ЦК о получении некоторой суммы с обязательством передать часть денег в помощь престарелым писателям. В ответ от Пастернака требуют отказаться от всех гонораров, но перевести их полностью в Москву и передать в официальный комитет защиты мира.

ЧТЕЦ (на фоне музыки). Гиперссылка с 34 слайда: аудиозапись

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

СЛАЙД 34.

1 ВЕДУЩИЙ. Нелегкая действительность существования не нарушала поддерживаемый всеми силами ритм работы Пастернака. Новые стихи, которые он начал писать, составили его последнюю книгу «Когда разгуляется». На пороге своего семидесятилетия он начинает писать пьесу о России времен крепостного права. Название пьесы «Слепая красавица» — символ исторического образа России.

2 ВЕДУЩИЙ. С начала 1960 года Пастернак стал чувствовать себя хуже. Он отчетливо осознавал неизлечимость своей болезни. 30 мая 1960 года Б. Пастернака не стало.

СЛАЙД 35.

Гиперссылка с 35 слайда: Видео «А. Галич. Памяти Бориса Пастернака»

СЛАЙД 36.

1 ВЕДУЩИЙ. С тех пор прошло много лет. Издан, наконец, «Доктор Живаго», печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много говорят и пишут. Все это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные Пастернаком за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

2 ВЕДУЩИЙ. Все, кто знал Пастернака, помнят особенный — густой, гудящий звук его голоса, его раскатистые протяжные старомосковские «а», «о», «у», ошеломляющие пылкие его повествования, в которых штрихи и блестки наблюдений, внезапных мыслей, кипя и вспыхивая, расходились вширь еле уловимыми, невероятными кругами и эллипсами.

Гиперссылка с 4 слайда: Видео «Пастернак читает свои стихи»

СЛАЙД 37.

1 ВЕДУЩИЙ. Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе ХХ века.

Песня «Поэты не рождаются случайно» (исполняется под фонограмму). Гиперссылка с 37 слайда: видео «Поэты»

Заключительное слово учителя. Наше выступление мне хотелось бы закончить словами известного критика, исследователя творчества поэта Льва Озерова: «Наследие Б. Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью… и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия».