Вы здесь: Главная > Короткие > Сценарий День птиц для дошкольников

Сценарий День птиц для дошкольников

Актуальность:

Для формирования обобщенных пред ставлений о птицах, развития интере са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обита ния, а также для развития познавательных способностей детей мы разработали однодневный проект «День птиц».

Цель:

уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

— активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

— развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

— упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

— развивать умение строить причинно-следственные связи;

— учить понимать образный смысл загадок;

— воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

Работа с родителями:

постройка скворечников родителями,

создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».

Утренний приём.

Группа украшена фигурками птиц, сделанных детьми накануне из бумаги по методу оригами.

Рассмотреть с детьми появившееся «волшебное дерево», на котором появились птицы. Краткая беседа о перелётных птицах.

-Почему некоторые птицы улетают от нас осенью?

-Как они называются? Кто такие перелётные птицы?

-Каких перелётных птиц ты знаешь?

-Откуда они возвращаются к нам? Почему?

-Чем питаются эти птицы?

-Чем занимаются птицы после перелёта?

В уголке природы рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц, их жизни: птица на гнезде, высиживающая яйца, родители кормят птенцов, птицы добывают себе пищу и др.

Д/и «Да – нет».

Надо найти задуманную птицу. Дети задают вопросы, на которые даётся ответ, только да или нет.

Штриховка силуэтов птиц различным способом ( слева направо, сверху вниз, наискосок и т. п.)

Утренняя гимнастика. Комплекс «Птицы».

НОД. Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.

«Перелётные птицы».

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

-развивать умение строить причинно-следственные связи.

-развивать интерес к жизни птиц.

-развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей.

-упражнять в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчинённых предложений.

-воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Ход:

Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса».

-Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).

-Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

2. Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами также их позовём:

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам.

-Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему и когда улетают?

Да, перелётные птицы- это птицы, которые тёплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.

А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перелёт очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. ( Выслушать ответы детей).

Учёные до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. А я, думаю,что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, родители их учили добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

Игра «Хорошо – плохо». (Можно с мячом)

-Что хорошего(плохого) в том, что птицы от нас улетают?(холодно, птицам голодно, насекомые спят и т. п.) (не видим птиц, не слышим их пения, погибают во время перелёта и т. п.).

Воспитатель обращает внимание детей на “чудо- дерево” на котором “сидят” перелётные птицы (скворец, соловей, ласточка, грач, кукушка, иволга, под деревом журавль).

-Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

-Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.)

Игра «Назови птиц ласково».

-Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка…(вылетает)

Соловей – соловушка…(улетает)

Кукушка – кукушечка…(прилетает)

Журавль – журавушка…(подлетает)

Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

-Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Игра «Подбери схему».

Подберите схемы к картинкам с изображением птиц. На какую форму похожа птица? (При совпадении формы добавить цвет).

Журавль – большой серый овал.

Ласточка – белый вытянутый в одну сторону треугольник.

Иволга – маленький жёлтый овал.

Соловей – маленький серый круг.

Грач – средний чёрный овал.

Кукушка – средний серый овал. И т. п.

Дети отвечают: Это соловей. У него маленькое круглое туловище.

Это журавль. У него большое овальное туловище. Он

серый. И т. д.

-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые).

-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

-Ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, повесить на кустики вату и лоскутки для гнёзд.)

-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).

Игра «Кого выводят эти птицы?»

Журавли – журавлят

Грачи – грачат

Скворцы – скворчат и т. д.

-Кто заботится кормит маму и птенцов? (Папа, самец)

-Кто вскармливает и растит потомство? (Обе птицы)

-А какая птица не выращивает своих птенцов, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (Да, это кукушки. Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые поедают мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.)

Игра «Каждой птице свой корм».

На столе картинки: жучки, гусеницы, шишки, мошки,червяки, лягушки, семечки, хлебные крошки и т. п. Нужно положить карточку с кормом к птице.

Журавль – питается лягушками

Грач – червяками

Кукушка – гусеницами

Ласточка – мошками, которых хватает на лету

Скворец – гусеницами, насекомыми

-Мы с вами делали птиц из бумаги, а ещё можно сделать птиц из пальчиков.

Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

-Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

-А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

-Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Каждый год у нас в России выбирается птица года . Союзом охраны птиц России избрана птица 2012 года. Ею стала варакушка – птица из семейства дроздовых, близкая родственница соловья. Птичка, носящая на своей груди символические цвета российской государственности – белый, синий и красный( показывается иллюстрация птицы).

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы –

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…

Берегите травы, речку, лес и поле

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом

В гнёздах птицы голосисто нам поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!

Берегите эти земли, этих птиц!!!

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей в природе,

Берегите птиц, как себя!!!

Прогулка

Наблюдение за птицами, прилетающими к нам на площадку(внешний вид. строение, окраска).

Игра «Один много».

В наших лесах много…(птиц).

Один соловей…(много соловьев).

Грач… (грачей).

Скворец… (скворцов).

Ласточка…(ласточек).

Кукушка… (кукушек).

Журавль…(журавлей).

Подвижная игра «Перелёт птиц».

Выбирается 2 ребёнка – это хищники, которые ловят птиц, остальные дети – перелётные птицы, которые «перелетают» с одного конца площадки на другой. По сигналу воспитателя, «хищники» пытаются их поймать.

Труд.

Дети развешивают на ветках кустарников лоскутки, кусочки ваты в помощь птицам для постройки гнёзд.

Индивидуальная работа.

Провести с детьми игру «Кто как говорит».

Ласточка…(щебечет).

Соловей…(заливается, свистит, щёлкает).

Журавль…(курлычит).

Жаворонок…(звенит).

«Закончи предложение»

Птенцы вылупились из…(яиц).

Птицы построили много…(гнёзд).

Для скворцов ребята и родители сделали много…(скворечников).

Вторая половина дня

Игра-викторина «Птицы».

Цель: учить составлять описательные рассказы по предметам, развивать мышление и воображение, зрительную память; учить понимать образный смысл загадок.

Ход игры:

— Ребята, к нам сегодня в гости прилетела первая перелётная птица – грач, он с вами хочет поиграть в очень интересную игру-викторину. Для этого надо разделиться на 2 команды (команды придумывают себе названия.
«Рассуждалки»

Дети одной команды должны рассказать о любой птице, не называя её, а дети из другой команды должны угадать о какой птице рассказ-описание.
«Загадалки» (закадываются загадки командам по очереди.)
На шесте – дворец, во дворце – певец (скворец).
Чёрный проворный, кричит «крак» — червякам враг (грач).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит в развалочку, спотыкалочку (утка).
Гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет, и о птенцах не вспоминает (кукушка).
Спереди шильце, сзади вильце, сверху чёрное суконце, снизу белое полотенце (ласточка).
— рано на рассвете средь листвы затрепещит, то споёт на зависть флейте, то как кошка запищит (иволга).

«Узнавалки»

Предложить детям узнать птиц по силуэтам.
«Отвечалки»

Командам надо найти отличия в двух картинках.

Грач благодарит детей, и вместе с воспитателем подводит итого конкурса. Далее он предлагает детям игру «Гадание на птичках».

Дети аккуратно разламывают пластилиновых птичек и смотрят содержимое, если в птичке спрятана крупа — к сытой, весёлой жизни, если денежка – к богатству, если пуговица к обновке. Кому досталась крупа – получает печенье-птичку, денежка – маленький подарочек(книжка-малышка, машинка), пуговица – резинка для волос или носовой платочек.

Грач прощается с детьми и улетает.

Оставить отзыв